Creativenn - Портал рукоделия

Собчик Л.Н. – российский психолог, эксперт высшей категории в сфере психологии индивидуальности личности, автор собственной психологической диагностики, доктор психологических наук и более 140 работ, касающихся темы типологии личности и методики ее диагностики, множества статей, публикаций, более 20 методических пособий.

Научные достижения

В 1970 году защитила диссертационную работу на тему «Психология индивидуальности». В ней впервые в России был представлен опыт применения диагностики, с помощью опросов и тестов, расширен известный опросник MMPI. Поскольку методика была модифицирована, ей присвоили новое название – СМИЛ.

Собчик применила новый подход к определению целостной личности. На основе своей теории разработала методику многостороннего изучения личности, с применением психодиагностики. На базе этой системы создана индивидуально - личностная типология.

Авторские методики тестирования

Людмила Николаевна разработала несколько эксклюзивных систем психологической диагностики, адаптировала для российских условий несколько иностранных тестов. Все авторские методики Собчик, опубликованные в ее работах, получили свои электронные версии. Программы лицензированы, они пользуются успехом у специалистов по подбору персонала и управления кадрами, а также у практикующих психологов и социальных педагогов.

Версия для взрослых

Тест нацелен на диагностику самооценки личности, умения контролировать себя, проявление лидерских качеств или, напротив, пассивности. С конца 90-х годов широко применяется для тестирования личностных свойств людей, чьи профессии связаны со стрессами и опасными условиями, что подтверждает надежность и достоверность данного опросника. Гарантом того, что тестируемый был честен, проходя опрос, является шкала «лжи», которая не даст исказить результаты. Всего предлагается ответить на 91 простой вопрос, кликнув «да» или «нет».

Детская адаптированная версия опросника

Опросник включает в себя 61 вопрос, на которые так же нужно дать короткий утвердительный или отрицательный ответ. Предназначен для детей подросткового возраста 10-15 лет и поможет узнать, насколько ребенок самостоятелен, адаптирован к окружению, существуют ли у него какие-либо переживания.

Изображение в шапке -

Методика направлена на выявление личностных качеств у испытуемых. Черты характера определяют тип переживаний, силу и направленность побуждения, стиль общения, а также присущие познавательные алгоритмы. Тест позволит выяснить, насколько ребёнок понимает самого себя, уровень его адаптации в обществе, ладит ли он со своими сверстниками.

Кому подойдёт опросник?

Индивидуально типологический опросник Собчик разработан специально для детей и подростков от десяти до пятнадцати лет. Именно в этом возрасте у мальчиков и девочек особенно сильно могут проявляться акцентуации характера. Поэтому, важно вовремя обнаружить проблему и помочь ребёнку ее преодолеть.

Родилась 24 декабря 1930 года. Российский психолог, имеет ученую степень доктора психологических наук. Является специалистом в области психодиагностики и психологии индивидуальности. Представленная методика была описана в кандидатской диссертации Людмилы Николаевны. Докторскую диссертацию защитила на кафедре психологии личности МГУ по монографии «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».

Инструкция

Испытуемому предстоит ответить на 60 вопросов. Для этого просто нужно кликнуть мышкой рядом с правильным ответом.

Результаты

Полученные данные интерпретируются по следующей шкале:

  • Гипоэмотивность – слабая выраженность. Возможно, ребёнок не понимает глубинных мотивов своего поведения и мироощущения, или он был не откровенен, отвечая на вопросы.
  • Норма – показатель гармоничной личности.
  • Умеренность – наличие акцентуированных качеств.
  • Избыточная выраженность – состояние напряжения, затруднительной адаптации.

Ложь

Если по этой шкале набрано баллов свыше нормы, то результат недостоверный. Это свидетельствует о неискренности испытуемого, либо о его чрезмерной замкнутости.

Аггравация

Состояние, при котором индивид склонен переоценивать значимость своей болезни или какого-нибудь болезненного симптома. Он очень переживает за свое здоровье, может обнаруживать у себя признаки недуга, которого на самом деле нет. Гармоничная личность адекватно оценивает состояние своего организма и не склонна переоценивать недомогания. При избыточной выраженности в характере присутствует и ипохондрия.

Экстраверсия

Психологическая система приспособления, при которой линия поведения направлена на активное взаимодействие с социумом. Экстраверты - общительные и энергичные люди. Они доброжелательны и уверенны в себе. Их поведение в большей степени определяется внешними факторами. Избыток - зависимость от мнения окружающих, повышенная внушаемость. Такие дети смешливы, болтливы, не могут сконцентрироваться, могут привирать.

Спонтанность

Способность действовать, руководствуясь своими побуждениями. Высокий показатель говорит о стремлении к независимости и свободе. Неприятие ограничений и рамок. Есть склонность к бродяжничеству, уходу из дома. Индивид в раннем возрасте может попробовать сигареты и алкоголь.

Агрессивность

Качество характерно уверенным в себе ребятам, стремящимся к самовыражению, самостоятельности и неподчинению. При его избытке наблюдаются импульсивность поведения, прогулы, хулиганство. Описанное поведение, чаще всего, свойственно мальчикам из неблагополучных семей.

Ригидность

Выражается в упорстве при достижении цели. Личность обеспокоена своим статусом и стремится всегда его поддерживать. Болезненно относится к чужим успехам, завистлива, может проявлять агрессию, яро отстаивает своё мнение. Сочетание с повышенными показателями по шкале «спонтанность» и «экстраверсия» свойственно гипертимному типу – лидеру с нестандартным образом мыслей, склонному к необдуманным поступкам.

Интроверсия

Психологический способ приспособления, при котором наблюдается сосредоточенность на своём внутреннем мире. При высоком результате это замкнутые, необщительные дети, которым очень сложно устанавливать контакты. Они больше любят слушать, предпочитают остаться в одиночестве и погрузиться в свои мысли. Склонны к заниженной самооценке.

Сензитивность

Проявляется в чувствительности, впечатлительности и эмоциональной неустойчивости. Чем выше показатель, тем больше склонность к депрессии, преувеличению своей вины и обидчивости. Предпочитают быть ведомыми, нежели занимать лидерскую позицию.

Тревожность

Очень высокий уровень может свидетельствовать о наличии психических нарушений. Индивид чувствует угрозу и испытывает беспокойство даже в тех обстоятельствах, которые к этому не располагают. Он очень не уверен в себе. Ему трудно учиться, общаться с одноклассниками и учителями, он может даже проявлять агрессию по отношению к ним. Необходимо выяснить причину столь сильного беспокойства, чтобы предотвратить возможное развитие психических расстройств и помочь ребёнку адаптироваться в обществе.

Эмотивность

Избыток отражает выраженную эмоциональную неустойчивость, при котором настроение постоянно меняется. Смены могут быть резкими: от чрезмерной веселости, болтливости до сильного огорчения и слёз. Они, часто, сопровождаются повышением температуры, учащением сердцебиения, покраснениями кожи и другими физическими проявлениями. Такие дети обладают богатым воображением и склонностью к фантазированию, любят привлекать внимание. Охотно принимают участие в различных кружках, поют, танцуют, рисуют или проявляют актёрский талант в школьных театральных постановках.

Изображение в шапке -

Эта методика, разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность является весьма информативной. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. Время выполнения теста - 30 минут.
Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Опросник

  1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
  2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
  3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
  4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
  5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
  6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
  7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
  8. Я часто тревожусь по пустякам.
  9. В моих неудачах виноваты определенные люди.
  10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
  11. Меня мало касается все, что случается с другими.
  12. Мне интересны яркие, артистичные личности.
  13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
  14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
  15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
  16. Я - человек абсолютно правдивый и искренний.
  17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
  18. Меня часто тянет к шумным компаниям.
  19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
  20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
  21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
  22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
  23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
  24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
  25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
  26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
  27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
  28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
  29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
  30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
  31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
  32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
  33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
  34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
  35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
  36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
  37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
  38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
  39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
  40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
  41. Никто не может навязать мне свое мнение.
  42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
  43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
  44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
  45. Я никогда не вру.
  46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  47. Я вечно ничем недоволен (недовольна).
  48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
  49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
  50. Мне нравится командовать другими.
  51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
  52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
  53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
  54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
  55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
  56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
  57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
  58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
  59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
  60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
  61. Меня любят все мои друзья.
  62. У меня трагичная судьба.
  63. У меня много близких друзей.
  64. Я-самый несчастный человек на свете.
  65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
  66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
  67. Я - человек спокойный, уравновешенный.
  68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
  69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
  70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
  71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
  72. Я люблю ходить в гости.
  73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
  74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
  75. Я никогда не испытываю желания выругаться.
  76. Я никого никогда не обманывал(а).
  77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
  78. Я - человек застенчивый.
  79. Мне ужасно не везет в жизни.
  80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
  81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
  82. Меня ничем не испугать.
  83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
  84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
  85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
  86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
  87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
  88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
  89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
  90. Я никогда не сержусь.
  91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.
Ключ к ИТО
L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете) верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90
F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера) верно: 2,17,32,47,62,77,64,79
неверно: 91
I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность) верно: 12,27,29,42,44,72
неверно: 14,57,87
II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках) верно: 4,19,21,34,49,50
неверно: 6,65,80
III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов) верно: 7,22,36,37,51,53,68
неверно: 66,81
IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений) верно: 9,24,26,39,41,56
неверно: 71,83,86
V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость) верно: 3,5,33,35,48,78
неверно: 18,20,63
VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив) верно: 15,28,43,59,89
неверно: 11,13,30,74
VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость) верно: 8,23,38,52,54,69,84
неверно: 67,82
VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности) верно: 10,25,40,55,58
неверно: 70,73,85,88
Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы «ложь» и «аггравация»):
0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.
На круговой диаграмме 8 шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.

Рис. 1
Например, ответ на первый вопрос не засчитывается; 2-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале аггравации; 3-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале интроверсии (V); 4-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале II; 5-й пункт со знаком «+» добавляет еще 1 балл по шкале интроверсии; 6-й пункт ответ «неверно» добавляет 1 балл по шкале спонтанности (II шкала); 7-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале агрессивность (III) и т.д. Таким образом получаем сумму значимых ответов «Верно» и «Неверно» по каждой шкале. Затем эти данные выносятся на схемы (рис. 1) в виде точек, которые потом соединяются ломаной линией, обрисовывая индивидуально-типологический профиль (рис. 2).

Рис. 2.

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
По шкалам «аггравация» и «ложь» можно судить о надежности полученных результатов: высокие показатели по шкале «ложь» выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете; высокие показатели по шкале «аггравация» выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера; если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

Трудно преувеличить значение психологических исследований при изучении пограничных психических расстройств. При остро протекающих и тяжелых хронических психических заболеваниях также важно распознать эмоционально-волевые особенности больного, оценить степень выраженности его социально-психологической дезадаптации, определить качественные и количественные аспекты разрушенного интеллекта. Чем категоричнее психиатр в своем стремлении определить узкие диагностические рамки заболевания, тем дальше он от цели, если целью является успешное излечение отклоняющегося от нормы состояния.

Опыт показывает, что мишенью лечебного процесса при большинстве психических расстройств неорганического происхождения являются конкретные симптомы актуального состояния больного, а большинство патологических проявлений, в свою очередь, корнями уходят в базисные индивидуально-типологические свойства, то есть в преморбид. Мы приходим к этому "новому" выводу как к забытому (или почти забытому) "старому": еще Э. Кречмер писал о том, что целый ряд ярко выраженных конституциональных свойств представляет собой почву для развития того или иного психического заболевания.

Правильнее будет сказать, что при неблагоприятных условиях, которые приводят к дисбалансу психических процессов и проявляются как болезнь, конституциональные особенности ограничивают количество степеней выбора в формировании основного клинического симптома. И если Э.Кречмер предуготовил шизоидам судьбу шизофреника, имея при этом в виду классическую картину шизофренических расстройств с аутичностью, своеобразием интересов, отрывом от реальности, то вполне резонно считать что другие проявления при шизофрении (гебефренный, депрессивный, маниакальный, паранойяльный и другие синдромы) в своей основе опираются на другие эмоционально-динамические свойства - импульсивность, пессимистичность, интровертированность, ригидность, агрессивность.

В таком случае, изучение корневых, почвенных характеристик, врожденных индивидуально-типологических свойств, лежащих в основе клинического паттерна, имеет первостепенное значение, определяя направление выбора средств лечения и социальной реадаптации больного. А для решения этих задач психодиагностика является основным инструментом клинико-психологического исследования.

В рамках тех задач, которые перед нами ставит повседневная научно-исследовательская работа по изучению личностных особенностей у больных с психогенно обусловленными психическими расстройствами, относимыми к неврозам и невротическим развитиям. Эти нарушения в значительной степени носят обратимый характер, а контингент больных представляет собой в перспективе социально-активную часть населения. Дифференцированный подход в выборе мер психотерапевтического воздействия в этом случае целиком опирается на ядро личности, индивидуально-типологические особенности.

В настоящее время в качестве пограничных между нормой и патологи-ей расцениваются разные формы психологической дезадаптации, обус-ловленные сложными социальными и экономическими жизненными об-стоятельствами, а также связанные с военными действиями, взрывами и катастрофами так называемые посттравматические состояния.

Суицидальные тенденции, склонность к злоупотреблению алкоголем или наркотиками, криминальное поведение - все эти виды социально-психо-логической дезадаптации приобретают определенный эмоционально-поведенческий рисунок, тесно связанный с почвенными характеристиками личности.

В связи с этим в последние годы резко возрос интерес к психодиагностическим тестам. Однако неразборчивое применение неадаптированных тестов разных авторов, не связанных между собой общностью концептуального подхода, обладающих подчас низкой валидностью, приводит к хаосу в этой сфере и не способствует взаимопониманию психологов, особенно представителей разных школ.
В связи с возросшей востребованностью психодиагностики в разных сферах практической психологии, весьма актуальной является разработка методологии психодиагностического исследования, которая бы соответствовала современному уровню развития науки. Психолог априори должен представлять себе объект исследования как некую целостную модель, опираясь при этом на определенную концепцию личности.

Личность - это весьма емкое понятие, охватывающее в целом всю психологическую индивидуальность человека. Но в отечественной психологии до сих сильна традиция приравнивать к понятию личность усредненную социально-желательную модель. С позиций номотетического подхода, направленного на изучение общих закономерностей психической деятельности человека, Л.С.Выготский описывал личность как "вершину, которая имеет культурно-историческую основу" и не включает в себя глубинно-влеченческие и эмоционально-динамические характеристики.

А.Н. Леонтьев не включал в структуру личности ни характер, ни эмоционально-динамические особенности человека, ни конституцию, ни темперамент. Он был категорически против биологизаторских тенденций в психологии и расценивал личность как образование, сформировавшееся в результате усвоения человеком социально-исторического опыта и морально-этических традиций своего окружения. Б.С.Братусь утверждает, что личность не сводима и не выводима из индивидных свойств.

С первым нельзя не согласиться, а второе утверждение противоречит очевидной реальности. Разные люди по-разному реагируют на психотравмирующие обстоятельства, выбирают разные ценности и виды социальной активности даже при полностью тождественных микросоциальных условиях. Имеются также различия в клинических проявлениях психогенных расстройств, связанные с полом и возрастом больного. Поэтому на практике в работе психолога с конкретными людьми необходим идеографический, индивидуально-личностный подход.

Еще в 30-е годы С.Л.Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств, не сбрасывал со счетов значимость врожденных особенностей в формировании личности. Позже Б.Д.Ананьев рассматривал личность как понятие целостное, отмечая что взаимодействие биологического и социального начала в формировании личности проявляется не только в первые дни и годы существования человека, но продолжается всю его жизнь.

Эти идеи нашли свое развитие и в работах В.Н.Мясищева, который характеризует личность человека как систему социальных отношений, подчеркивая при этом необходимость учитывать биологические и конституционально-индивидные свойства. Роль биологического фактора в развитии личности подтверждают многочисленные работы известных психофизиологов - Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, Э.А.Голубевой, В.М.Русалова и др. Дж.Г.Оллпорт, опираясь на теорию открытых систем Берталланфи, сравнивал закономерности, присущие устойчивой структуре личности, с гомеостатическими процессами целостного человеческого организма. Работы Ю.А.Александровского и его учеников убеждают в том, что биологические меры воздействия при лечении невротических расстройств способствуют оптимизации социально-психологической адаптации.

Развитие научных идей в психологии с годами все больше сближает полярные точки зрения и становится очевидным, что "соотношение личного и социального в психологии - трудная дорога от непримиримости этих двух категорий к их неразрывности" (Д.А.Леонтьев, Вестник психологии МГУ, 1996,№ 4).

Проведенные автором данной статьи многолетние исследования (более 8000 человек) послужили базой для создания собственной концепции понятия личность, основанной на парадигме преемственности разных уровней психических функций. Это - теория ведущих тенденций, которая утверждает, что из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими.

Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых средовых условиях. В основе индивидуально-очерченного стиля человека лежит та ведущая тенденция, которая пронизывает все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие ("вершинные") уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.

Понятие "ведущая тенденция" - более емкое и динамичное, чем "черта", "свойство", "состояние": оно их всех объединяет и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания. "Ведущая тенденция" - это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства.

Правильно подобранная психологическая коррекция или психотерапия может, к примеру, способствовать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревожность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям.

Разработанная на базе теории ведущих тенденций типология личностных свойств не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов, но более строго упорядочивает их. Базисные типологические свойства, трансформирующиеся в процессе развития в психологические особенности, представлены схемой (рис. 1), на которой традиционные признаки интроверсии - экстраверсии в ортогональном соотношении дополнены другими противопоставляемыми свойствами: тревожностью - агрессивностью, ригидностью - лабильностью, сензитивностью - спонтанностью.

Типологическое свойство "тревожность", которое в рамках нормы выглядит как осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде, при заострении проявляется состоянием повышенной тревожности, мнительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым страхам и паническим реакциям, перерастая в структуре клинического состояния в тревогу.

"Стеничность (агрессивность)" в норме соответствует тенденции к самоутверждению и активной самореализации, но при усилении (акцентуации, патологическом заострении) эта черта проявляется обнаженным эгоцентризмом и склонностью к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или криминальных действий.

"Интроверсия" обозначает такую индивидуально-типологическую черту как обращенность индивида в мир собственных переживаний и фантазий, застенчивость, замкнутость, социальную пассивность. Патологическое заострение этой тенденции проявляется как аутизм. В противовес этому свойству "экстраверсия" - это общительность, обращенность в мир реально существующих ценностей, социальная активность; дезадаптивная форма этой черты - избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность.

"Спонтанность" - это раскованное самоутверждение, наступательность, предприимчивость и стремление к лидированию, но при заострении этой черты или патологическом ее развитии проявляется выраженная импульсивность и противоправное поведение.
В сочетании с экстравертированностью и агрессивностью, эта черта формирует "сильный" (гипертимный) тип поведения.

"Сензитивность", проявляющаяся чувствительностью, ориентацией на авторитет более сильной личности, конформностью, чертами зависимости, при дезадаптации перерастает в депрессивное состояние, а в сочетании с "интровертированностью" и "тревожностью", формирует атрибутику типологически "слабой" (гипотимной) конституциональной структуры.

Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности (подвижности) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - "ригидный" - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности.

Патологическое его проявление - эксполозивность (взрывные реакции) и паранойяльность. Другой - "лабильный" - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания), перерастающий в истерический паттерн поведения при дезадаптации.

Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих дериватные свойства, проявляющиеся в стиле межличностного поведения индивида. Это - "конформность", "компромиссность", лидерство" "коммуникативность", "социальная пассивность", "социальная активность, "индивидуализм", "неконформность" .

Среди женщин чаще встречаются сензитивный, тревожный и эмотивный типы реагирования, уходящие корнями в тормозимые и лабильные свойства. Среди мужчин чаще можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы реагирования, базирующиеся на импульсивных, возбудимых и тугоподвижных свойствах нервной системы. Кроме того, некоторые сочетания не соседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация "спонтанности" с "интроверсией" характерна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепадам настроения (колебания между "интровертированностью" и "экстравертированностью") свойственна циклотимным личностям.

Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности в сравнительном анализе с типологическими особенностями позволило обнаружить следующие закономерности: социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик и освоение новой информации им дается легче через разговорное общение. Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы.

Спонтанные, неконформные личности больше ориентированы на собственную интуицию. Для спонтанно-стеничных личностей характерна тяга преимущест-венно к двигательной активности. Социально пассивные интроверты в большинстве своем относятся к левополушарному когнитивному стилю. При этом лица, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную информацию). Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и цифр. Их стиль мышления - системный, синтетический, прагматичный, складывающий целое из отдельных составляющих деталей.

Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в зависимости от предиспозиции.

Личность - понятие многомерное, каждый ее нижележащий уровень более примитивен, но содержит в себе зачатки тех структур, которые на более высоком, более сложно организованном уровне предстают в виде индивидуально-личностных образований, а в дальнейшем развитии психики претворяются в социальные аспекты человеческого бытия. Если по вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - темперамент, характер, личность, состояние, - то по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, при этом его идеальное "Я" определяет то направление, в сторону которого намечены субъективные перспективы дальнейшего развития личности. Самосознание формируется через сравнительный анализ чувств, мнений и поступков индивида с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц. Проявляясь на более первичных, несформированных уровнях самосознания как типологические базисные черты, ведущие тенденции постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личностные свойства.

Личностный конструкт обладает определенным диапазоном колебания (изменчивости); при этом у каждого индивида имеются те границы, в пределах которых определенные характеристики могут менять свою интенсивность. Именно за счет колебаний возможна та амортизация, которая облегчает приспособление человека к меняющимся условиям окружающей его жизни.

Если представить себе систему "личность" схематически как некое дерево - "древо личности", то почва, на которой оно произрастает, это - генетическое наследство. Корни вбирают в себя генотипические свойства родителей, которые проявляются врожденными свойствами, особенностями темперамента. Ствол древа личности представляют формирующийся в процессе взаимодействия базовых особенностей с окружением характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как эмоции, интеллект, мотивация и коммуникативный стиль. Крона древа личности охватывает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Ее в значительной степени формирует окружение, среда, но и высшие уровни личности в значительной степени определяются избирательным тропизмом индивида к одним ценностям, сферам интересов и видам деятельности и отталкиванием от других.

В соответствии со сказанным выше, разработанная автором статьи методология психодиагностического исследования рассматривает личность с позиций целостного подхода как многомерную модель.

Вертикальный вектор исследования использует сравнительный анализ (снизу доверху) данных, полученных при последовательном изучении разных уровней самосознания:
1) бессознательного, то есть неосознаваемых переживаний;
2) объективной картины образа "Я";
3)субъективной самооценки актуального и идеального "Я".

Горизонтальный вектор - это параллельное изучение индивидуально-стилевых характеристик
1) мотивационной сферы;
2) эмоциональных особенностей,
3) межличностного поведения и
4) интеллектуальных способностей.

Третий вектор - лонгитюдный - изучает динамические свойства, диапазон изменчивости индивидуально-личностных свойств, обусловливающий адаптивные свойства личности в меняющейся среде.

Для реализации многомерного психодиагностического исследования, как показал опыт, наиболее эффективным является набор психодиагностических тестов, позволяющих охватить все векторы. Во главе угла модели психодиагностического исследования для определения базисных индивидуально-типологических свойств лежит специально разра-ботанный индивидуально-типологический опросник ИТО, лаконичный и удобный для использования в любых условиях. Он содержит всего 91 вопрос-утверждение, шкалы лжи и аггравации, и позволяет оценить выраженность каждого типологического свойства по следующей градации: норма, акцентуация, дезадаптация.

Многофакторный метод СМИЛ раскрывает объективную картину внутреннего "Я" индивида, тест межличностных отношений ДМО показывает, как соотносится субъективная самооценка и идеальным "Я", метод цветовых выборов МЦВ (адаптированный тест Люшера) обрисовывает особенности актуального состояния, а данные метода портретных выборов (тест Сонди) раскрывают глубинные механизмы психологического конфликта и корни патологических проявлений.

Исследование можно дополнить интеллектуальными тестами Айзенка-Гобова, культурно-свободным тестом Кеттелла и экспериментально-психологическими методиками. Компьютеризированные версии психодиагностических тестов значительно упрощают работу психолога.

Разработанная модель психодиагностического исследования позволяет провести грань между "нормальными реакциями на ненормальные условия" (Лейбниц) лиц психической нормы, невротическими реакциями и другими формами психических нарушений. При этом большое значение имеют выявленные рассогласования в вертикальном векторе (между показателями методик, апеллирующих к разным уровням самосознания) и результаты динамических аспектов лонгитюдного вектора, которые помогают определить как устойчивые, так и изменчивые характеристики личностного паттерна, а также диапазон изменчивости индивидуально-личностных свойств. Эти данные имеют важную прогностическую роль, так как позволяют судить об индивидуальной стрессоустойчивости не по отдельным пикам или шкалам, а по соотношениям различных показателей психодиагностических тестов.

Изучение репрезентативной группы больных с пограничными психическими расстройствами (неврозы, невротические реакции, невротические и патохарактерологические развития личности, психопатии) с использованием индивидуально-типологического опросника ИТО показало, что у больных неврозами с наличием в клинической картине заболевания ипохондрической симптоматики было выявлено преобладание тормозимых черт: тревожности, сензитивности, интровертированности (r = 0,84).

У больных, отличавшихся выраженной эмоциональной неустойчивостью, с истероидными проявлениями и склонностью к фиксированным страхам отмечалось значительное преобладание показателя лабильности на фоне повышенной тревожности. Преобладание в структуре клинической картины астенодепрессивных невротических расстройств оказалось достоверно связано с гипостеническим типом реагирования, признаками преобладания интровертированности, сензитивности. При навязчивых страхах у больных была выявлена достоверная связь (r = 0,88) с равновысокими показателями тревожности и эмоциональной лабильности при смешанном типе реагирования.

У больных с преобладанием в клинической картине истерических проявлений выявлена достоверная связь (r = 0,73) эмоциональной лабильности и ригидности. При патохарактерологическом развитии личности наряду с сензитивностью и тревожностью были отмечены признаки включения стенических черт (ригидность, спонтанность, агрессивность).
При алкоголизме следует обращать внимание на признаки эмоциональной незрелости (высокие баллы по экстраверсии и спонтанности) и заострение черт гипертимного круга - агрессивности, ригидности, иногда отмечается нарастание интроверсии, изредка - лабильности.

Изменения личности при шизофрении весьма разнообразны и зависят от формы, течения и длительности заболевания. Естественно, неврозоподобные проявления отражаются преобладанием показателей тревожных, сензитивных и интровертных индивидуально-типологических свойств. При психопатоподобной форме отмечается соответственное усиление гипертимных типологических характеристик.

Данный концептуальный подход и методология уже не первый год успешно используются в федеральном научно-методическом центре пограничной психиатрии. Проблема овладения ситуацией в рамках профессиональной деятельности, связанной с опасностью и необходимостью применения оружия (Даровская Н.Д., 1999), изучение разных типов личностной самоорганизации в ситуации социально-псхологического стресса, вызванного вынужденной миграцией (Павлова М.С. 1998), исследование клинических проявлений в сопоставлении с социально-психологическими признаками дезадаптации и особенностями трудовой деятельности (Шпекалов А.Ю. 1999) - все эти работы показали, как важно опираться на знание индивидуально-психологического паттерна личности при разработке профилактических и коррекционных мер, способствующих оптимальной адаптации личности в сложных и стрессовых условиях.

Проведены также исследования по изучению роли социально-психологической дезадаптации с заболеваемостью сифилисом (Усовецкий И.А, ЦКВИ, 1998), с особенностями вынашивания беременности (Лапочкина Н.А., Брехман Г.И 1996, 1997, Ивановский медицинский институт). Изучаются критерии профотбора и расстановки кадров (Федеративный центр занятости населения, ОАО ГАЗПРОМ.(1997, 1998), МВД, ФСБ, Прокуратура РФ и пр.)

Применение теоретически обоснованной психодиагностической модели изучения индивидуально-личностных свойств способствует упорядоченному подходу при разработке новых, оригинальных психодиагностических методик и модификации известных зарубежных тестов. Сформированные на этой основе методики обладают большей надежностью, так как данные всех используемых методик оказываются сопоставимыми и рассматриваются в едином феноменологическом ключе.

Своевременно проведенное психодиагностическое исследование служит фундаментом для разработки индивидуализированных мер психологической коррекции отклоняющихся от нормы форм поведения, при этом речь может идти о "трудных" подростках, о криминальных наклонностях, о предрасположенности к алкоголизму, наркомании, к суицидальным тенденциям. В клинике пограничных расстройств такой подход не только помогает специалистам решать различные проблемы в едином методологическом ключе, но и способствует сближению разных психологических школ и направлений, давая им возможность найти общие точки соприкосновения.

Список литературы:

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. - Москва, Ростов-на-Дону,: изд. "Феникс", 1997. - Т.I. М.: Педагогика, 1980.
Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров// Психология Отечества. - М., 1996.
Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
Ганнушкин П.Б. Клиника, статика и динамика психопатий.
- М., 1947.
Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования прикладных основ индивидуальных различий // Вопр. психологии. - М., 1983. - № 3.
Губачев, Ю.М.Стабровский. Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - Ленинград,: Медицина, 1981.
Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
Кабанов М.М. Психологические методы исследования личности в клинике. - М., 1978.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - М., 1983.
Кречмер Э. Конституциональные типы. - М, 1935.
Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев: Вища школа, 1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: М.: Медицина, 1983.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960.
Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.
Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические методики. Практическое руководство. - М., 1970.
Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. - М. - 1984. - Т. 3. - № 6.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1972.
Собчик Л.Н., Корчагин С.В., Цетлин М.Г., Яздовская С.В. О целостном подходе к изучению больного в социально-психологическом исследовании психотерапевтической группы // Материалы конференции "Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями". - Л.: Медицина, 1982.
Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. . - Л.: ВНИИПН им. Бехтерева, 1985.
Собчик Л.Н. Психодиагностика и варианты корригирующего воздействия при состояниях, нарушающих процесс деятельности //Материалы межведомственной конференции "Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора". - Рига: АН СССР, 1985.
Собчик Л.Н., Малешина М.С. Значение личностного фактора и межличностных отношений в оптимизации процесса обучения иностранному языку // Проблемы планирования и управления подготовкой специалистов в высшей школе. - Рига: Изд-во РИТИ МВ и ССО, 1985.
Собчик Л.Н., Шостакович Б.В., Свириновский Я.Е, З.С. Гусакова, Н.К. Харитонова. Клинико-психологические особенности легких форм реактивных состояний // Журн. невропатол. и психиатр. - 1985. - № 4. - 579-584.
Собчик Л.Н. Применение автоматизированных устройств для психодиагностики состояний, нарушающих процесс деятельности, и индивидуализация методов коррекции этих состояний // Гагаринские чтения. - М., 1985.
Собчик Л.Н. Психологический анализ опыта использования ЭВМ в научно-практических целях // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. - М.: Наука, 1987. - С. 215-225.
Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Адаптированный тест Лири. - М.: Союзучприбор. 1990.
СобчикЛ.Н. Метод цветовых выборов. Практическое руководство. - М.: ИПП, 1997.
Собчик Л.Н. Метод портретных выборов - модифицированный тест Сонди. - М.: ИПП, 1998.
Собчик Л.Н. "Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностического исследования". - М.: ИПП.1999, -512 с.
Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. - М., 1961.
Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М.: МГУ, 1982.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1975.
Хекхаузен Х. Мотив достижения // Мотивация и деятельность. - Т. I. - М., 1986.

Р Е З Ю М Е

Собчик Людмила Николаевна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела пограничной психиатрии ГНЦССП им. В.П. Сербского. Автор более 100 публикаций, среди них 30 методических руководств и пособий, 5 монографий, в которых последовательно излагаются результаты многолетнего опыта использования психодиагностических методик. Л.Н.Собчик разработана концепция целостной личности, в основе которой лежат ведущие тенденции, пронизывающие "древо личности" сквозными характеристиками - от врожденных, корневых типологических свойств, определяющих не только индивидуальный стиль мотивационной, эмоциональной, когнитивной и поведенческой субструктур, но и основную направленность социальной активности человека., а также ограничивающие количество степеней выбора при формировании клинических проявлений большинства психических расстройств.

Индивидуально-типологический опросник представляет собой личностную психодиагностическую методку, основанную на теории ведущих тенденций. Разрабатывался Собчик с 1970 года, опубликован в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. - в виде книги «Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений».

Теоретические основы

В основе теоретического обоснования теста - опора на врожденные свойства, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем - в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.

Индивидуально-типологический опросник отличается от большинства других опросников малым числом пунктов (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, которые (по утверждению автора) не вызывают защитных реакций и настороженности со стороны испытуемого, так как не направлены на его морально-нравственные ценности и касаются в основном сторон характера, связанных с темпераментом человека, с быстротой его реакций на внешние стимулы или медлительностью, с его общительностью или замкнутостью, с устойчивостью или изменчивостью его эмоционального состояния, с наступательной жесткостью поведения или осторожностью и ранимостью, то есть с такими индивидуально-личностными особенностями, которые менее всего подлежат социально-оценочному обсуждению как плохие или хорошие черты.

Индивидуально-типологический опросник создавался на основе и под впечатлением от MMPI , адаптацией и рестандартизацией которого Собчик занималась длительное время. И СМИЛ, и его сокращённая версия , и данная методика периодически подвергаются критике за недостаточную валидность получаемых данных, зыбкую теоретическую основу и неклиническую стандартизацию.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 8 основных шкал, оценивающих 4 пары полярных качеств: Экстраверсия - Интроверсия, Спонтанность - Сензитивность, Агрессивность - Тревожность и Ригидность - Лабильность. Кроме того, возможно выделение вторичных, «дериватных» (по Собчик) качеств из сочетаний первичных качеств. Вторичных качеств также 8, и они тоже разделены на четыре пары полярных качеств: Лидерство - Зависимость, Конформность - Неконформность, Индивидуализм - Коммуникативность и Конфликтность - Компромиссность.

Кроме основных восьми шкал, методика содержит шкалы достоверности: «Ложь» и «Аггравация», позволяющие судить о надежности полученных результатов.

По результатам тестирования возможно построение кругового графика, отражающего основные свойства личности:

Интерпретация

Общие принципы

Интерпретация результатов находится в прямой зависимости от количества значимых ответов каждой из восьми шкал. Показатели в пределах нормы (3-4 балла) свойственны гармоничной личности; выраженные умеренно (5-7 баллов) - отражают акцентуированные черты; представленные избыточно (8-9 баллов) - выявляют состояние эмоциональной напряженности, затрудненную адаптацию, клинически очерченные симптомы.

Подсчёт баллов

Шкала Верно Неверно
Ложь 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90
Аггравация 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79 91
Экстраверсия 12, 27, 29, 42, 44, 72 14, 57, 87
Спонтанность 4, 19, 21, 34, 49, 50 6, 65, 80
Агрессивность 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68 66, 81
Ригидность 9, 24, 26, 39, 41, 56 71, 83, 86
Интроверсия 3, 5, 33, 35, 48, 78 18, 20, 63
Сензитивность 15, 28, 43, 59, 89 11, 13, 30, 74
Тревожность 8, 23, 38, 52, 54, 69, 84 67, 82
Лабильность 10, 25, 40, 55, 58 70, 73, 85, 88

Интерпретация шкал

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам:

  • 0-1 балл: гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3-4 балла: в пределах нормы; гармоничная личность.
  • 5-7 баллов: умеренно выраженные значения; акцентуированные черты.
  • 8-9 баллов: избыточно выраженные значения; наличие дезадаптивных свойств.
  1. Экстраверсия (I) и интроверсия (V) как полярные индивидуально-типологические характеристики не требуют комментариев.
  2. Спонтанность (II) - раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию, - сочетающая в себе экстравертированность (I) и агрессивность (III), формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть полукруга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные, субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).
  3. Шкала «агрессивности» («стеничности» - III) при результатах 3-4 балла соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.
  4. Противопоставленные друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный, эмотивный (VIII) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демон-стративности (личность, ищущая признания).
  5. Показатель «тревожности» (VII шкала) при умеренных баллах (3 - 4) выявляет лишь осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде; при высоких показателях эта шкала выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.
  6. При этом, если показатели по шкале «Ложь» составляют более 5-ти баллов - достоверность сомнительна из-за неискренности испытуемого.
  7. Если аггравация более 5-ти баллов, то недостоверность данных снижена из-за стремления испытуемого подчеркнуть, утрировать имеющиеся проблемы.

Интерпретация сочетаний шкал

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), свидетельствуют о значительной эмоциональной напряженности и наличии внутреннего конфликта, если при этом показатели выше 5-ти баллов. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это признак сбалансированности разнонаправленных.

Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения - лидерство/зависимость, конформность/ неконформность, коммуникабельность/индивидуализм, конф-ликтность/компромиссность, - проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при наиболее выраженных показателях по соседним шкалам, выявляющим преобладающие типологические свойства.

  1. «Конформность» - проявляется на стыке таких ведущих тенденций как «тревожность» и «сензитивность»: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе, и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.
  2. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корелляцию с таким социально-психологическим свойством как «компромиссность», т.е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.
  3. «Зависимость» как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как «интроверсия» (склонность к уходу в мир идеальв, застенчивость, замкнутость) и «сензитивность» (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью к глубокой и постоянной привязанности и защите со стороны более сильной личности), так эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегания конфликта и поиска щадящей социальной ниши.
  4. «Лидерство» как свойство, проявляющщееся в норме ссамостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлению быть «ведущим», а не «ведомым», формируется сочетанием умеренно выраженной «спонтанности» и «агрессивности» (как продолжение высокой активности). Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, или даже самовлюблённость и манию величия.
  5. «На стыке» таких свойств как «эмоциональная лабильность» и «экстраверсия» проявляется «коммуникативность». Этому способствует демонстративность поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.
  6. В то же время следует подчеркнуть, что «социальная пассивность», базирующаяся на интровертированности, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется ввиду менее выраженная реактивность внешних проявлений при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.
  7. Напротив, «социальная активность» рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.
  8. «Индивидуализм» сочетанием «интровертированности» с «ригидностью» и проявляется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.
  9. Сочетаание «ригидности» с «агресивностью» проявляется конфликтнымм и неконфликтным стилем поведения.
  10. Если «Комформность» в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то «некомформность» - тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница раадикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.

Рисунок 3. Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь - 2 балла, аггравация - 3, экстраверсия - 4, спонтанность - 6, ригидность - 4, интроверсия - 6, сензитивность - 7, тревожность - 5, лабильность - 4 балла свойств. Показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.

Детский вариант методики

Детский вариант методики ИТО - Индивидуально-типологический детский опросник (сокр. ИТДО) прошёл апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (MMPI), метода цветовых выборов (МЦВ) - адаптированного восьмицветового теста Люшера, результами самооценки и метода объективного наблюдения (г=0,78). Следует также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.

Интерпретация

Подсчёт баллов

Шкала Верно Неверно
Ложь 16, 31, 45, 46, 57, 61
Аггравация 2, 6, 17, 18, 32, 47
Экстраверсия 12, 42, 44, 49 14, 60
Спонтанность 4, 21, 29, 34 19, 50
Агрессивность 7, 22, 51, 53 36, 37
Ригидность 9, 24, 26, 39 41, 56
Интроверсия 3, 33, 35, 48 5, 20
Сензитивность 15, 28, 43 11, 13, 30
Тревожность 8, 23, 38 52, 54, 59
Эмотивность 10, 25, 40, 55, 58 27

Принципы интерпретации

Полученные по каждой учитываемой шкале баллы откладываются на соответствующих радиусах схемы. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам. Суммируются значимые ответы, приведенные в ключах (как «В», так и «Н»).

  • Показатели в пределах нормы (3 балла) - гармоничная личность.
  • Заостренные (4-5 баллов) - акцентуированные черты.
  • Выраженные избыточно (6 баллов) - свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.
  • Примерно одинаково избыточно выраженные тенденции (более 4-х баллов) по противоположным свойствам означают компенсированные антитенденции, что свидетельствует о значительной эмоциональной напряженности и является признаком наличия внутреннего конфликта. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. В связи с тем, что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их «созвездие». Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками. Это - признак развития самоконтроля.
  • Если большинство показателей - О или 1 балл, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
  • Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
  1. Если по шкале «ложь» (неискренность) подсчитано более 4-х баллов - данные недостоверны; если по шкале «аггравация» (подчеркивание проблем) - более 4-х баллов, то черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.
  2. Повышенные показатели по шкале «тревожность» (VII) свидетельствуют о преобладании у ребенка таких черт характера, как нерешительность, повышенное чувство ответственности, внутренняя потребность соответствовать установкам окружения - преподавателей, родителей, класса, мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны при выполнении заданий из страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Часто они старательные проводники морали старших- родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «пай-мальчики». Стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не позволят им совершить прорыв в какой-либо интересной сфере знаний, и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным личностям и проявлять конформизм.
  3. Повышенная шкала «агрессивность» («стеничность» - III) при результатах 4-5 баллов, напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к самоутверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчиняемости, а при 6-ти баллах указывает на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к агрессивным поступкам и прогулам, вплоть до явных злобных, хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно в неблагополучных семьях.
  4. Высокая шкала «экстраверсия» (I) проявляется избыточной общительностью, мешающей целенаправленности действий, повышенной отвлекаемостью, болтливостью, при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых - мало настоящих друзей). Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.
  5. Напротив, ребята с высокой шкалой «интроверсия» (V) отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации.
  6. Высокие показатели шкалы «спонтанность» (II) характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидированию или, по крайней мере - к независимости. Любые режимные, стесняющие рамки вызывают противодействие и стремление к свободе. Это наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя из маленькой детали целое.
  7. Шкала «сензитивность» (VI) бывает высокой у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе или ищут поддержки у преподавателей и родителей. В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность.
  8. Шкала «лабильность» (VIII) при высоких показателях отражает выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность). Это дети, у которых настроение легко меняется - от избыточной веселости, болтливости, смешливости до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями - покраснение лица, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются в школьной самодеятельности, поют, читают стихи, танцуют, играют в театральных постановках. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия - апелляция к их тщеславию.
  9. Высокие показатели по шкале «ригидность» (IV) характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен собственный статус - и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия. Они чрезвычайно завистливы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать. Они чужды поэзии и сентиментальности, в драках проявляют жесткость, агрессивность. Эта шкала вместе со шкалами «спонтанность» и «экстраверсия» формируют сильный (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как шкала «сензитивность» (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически слабой (гипотимной) конституциональной структуры.
  10. Так же нижняя часть круга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность). Следует иметь в виду, что не так уж часто встречается единственный пик по одной из шкал, определяющей какой-либо один тип личности. Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют, в свою очередь, два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный (VIII, эмотивный) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания).

Практическое применение

Психодиагностические исследования личности взрослых людей, детей и подростков с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: