Creativenn - Портал рукоделия

По ту сторону рождения и смерти. А.Ч. Бхактиведанта свами Прабхупада

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! По ту сторону рождения и смерти А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. «О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен, и его невозможно убить. Поэтому не стоит скорбеть ни о ком» (Бхагавад-гита, 2.30). Самое первое, что необходимо сделать тому, кто вступил на путь самоосознания - это отличить себя от своего тела. Очень важно, чтобы каждый, кто хочет выйти из-под власти смерти и войти в духовный мир, понимал: «Я не тело, а духовная душа». Но мало просто сказать: «Я - не тело», - надо действительно осознать это, что не так просто, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что мы не тело, а чистое сознание, так или иначе мы попали в клетку тела, и если мы действительно хотим счастья и независимости, над которыми не властна смерть, то должны вернуться в свое изначальное состояние, то есть стать чистым сознанием, и всегда пребывать в нем. Мы отождествляем себя с телом, поэтому наши представления о счастье подобны представлениям человека, находящегося в бреду. Некоторые философы утверждают, что для того, чтобы выйти из бредового состояния отождествления себя с телом, необходимо отказаться от любой деятельности. Они утверждают, что мы должны прекратить всякую материальную деятельность, так как она является для нас источником страданий. Верхом совершенства они считают состояние, напоминающее буддийскую нирвану, в котором живое существо прекращает всякую деятельность. Будда говорил, что тело возникает вследствие соединения материальных элементов, и если каким-либо образом отделить их друг от друга, то причина страдания будет устранена. Если сборщик налогов слишком докучает нам из-за того, что мы владеем большим домом, то можно разрушить дом, и это будет выходом из положения. Однако «Бхагавад-гита» утверждает, что материальное тело - это не самое главное. За этим соединением материальных элементов стоит душа, и ее присутствие можно обнаружить по наличию сознания. Существование сознания нельзя отрицать. Тело, не имеющее сознания, мертво. Когда сознание покидает тело, рот уже не может говорить, глаза - видеть, а уши - слышать. Это ясно и ребенку. Сознание совершенно необходимо для того, чтобы тело было живым - это неоспоримый факт. Что же такое сознание? Подобно тому, как тепло или дым указывают на присутствие огня, наличие сознания свидетельствует о присутствии души. Энергия души, «я» живого существа, проявляется в форме сознания. По сути дела, по наличию сознания можно судить о присутствии души. Этому учит не только «Бхагавад-гита», на этом сходятся все ведические писания. Имперсоналисты, последователи Шанкарачарйи, так же как и вайшнавы, стоящие в цепи ученической преемственности, начинающейся с Господа Шри Кршны, признают существование души, буддийские же философы отрицают его. Буддисты утверждают, что сознание возникает на определенном этапе в результате соединения материальных элементов, но тот факт, что, имея в своем распоряжении все материальные элементы, мы тем не менее не можем воспроизвести сознание, доказывает несостоятельность этого утверждения. Тело мертвого человека содержит в себе все материальные элементы, однако мы не можем привести его в сознание. Наше тело отличается от машины. Когда какая-то деталь машины выходит из строя, ее можно заменить другой, и машина вновь заработает, но когда выходит из строя тело и сознание покидает его, нельзя заменить сломавшуюся деталь и вернуть телу сознание. Душа отлична от тела, и тело живет только до тех пор, пока душа находится в нем. Но если в теле нет души, его невозможно оживить. Мы отрицаем существование души на том основании, что не можем увидеть или ощутить ее с помощью своих грубых чувств. Но на самом деле существует много того, чего мы не можем видеть. Мы не можем видеть воздух, радиоволны или звук, из-за ограниченности возможностей наших чувств не можем разглядеть крошечную бактерию, но это вовсе не значит, что ничего этого не существует. С помощью микроскопа и других приборов можно обнаружить многое из того, что раньше было недоступно восприятию несовершенных чувств. Поэтому мы не имеем права делать вывод, что души не существует, на том только основании, что не можем увидеть ее, имеющую размеры атома, ни с помощью органов чувств, ни с помощью приборов. На самом деле ее присутствие можно обнаружить по внешним признакам. Шри Кршна объясняет в «Бхагавад-гите», что причиной всех наших страданий является то, что мы отождествляем себя с телом. матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах агамапайино ’нитйас тамс титикшасва бхарата «О сын Кунти, постоянная смена жары и холода, приход и уход счастья и несчастья подобны приходу и уходу зимы и лета. Источник всего этого - чувственное восприятие, о потомок Бхараты, и нужно научиться терпеливо переносить эти перемены, не утрачивая душевного равновесия» (Б.-г., 2.14). В летнее время соприкосновение с водой доставляет нам удовольствие, но зимой мы держимся от нее как можно дальше, потому что она слишком холодна. И в том и в другом случае вода остается водой, но ее соприкосновение с телом может доставлять как удовольствие, так и страдание. Все ощущения горя и счастья связаны с телом. В одних условиях тело и ум ощущают счастье, в других - страдание. На самом деле мы стремимся к счастью потому, что счастье - естественное состояние души. Душа - неотъемлемая часть Верховного Существа, которое является по Своей природе сач-чид-ананда-виграхой - воплощенным знанием, блаженством и вечностью. Уже само имя «Кршна», отнюдь не сектантское по смыслу, означает «величайшее наслаждение». Крш значит «величайший», а на - наслаждение. Кршна - это олицетворенное наслаждение, и потому мы, будучи Его неотъемлемыми частицами, тоже жаждем наслаждения. Капля океанской воды обладает теми же свойствами, что и сам океан. Так и мы обладаем теми же энергетическими свойствами, что и Всевышний, несмотря на то что мы - всего-навсего ничтожно малые частицы Высшего Целого. Атомарная душа, несмотря на свои крошечные размеры, приводит в движение все тело, давая ему возможность выполнять самую разнообразную деятельность. В мире возведены бесчисленные города, проложены шоссе, построены мосты, огромные здания, памятники, созданы великие культуры, но кто создал все это? Все это было создано ничтожно малой духовной искрой, находящейся внутри тела. И если ничтожно малая духовная искра способна создавать такие замечательные вещи, нельзя даже и представить себе, что может совершить Высшее Духовное Целое. Желание обладать качествами целого - знанием, блаженством и вечностью - естественно для крошечной духовной искры, но осуществлению этого желания препятствует материальное тело. О том, как осуществить желания души, говорится в «Бхагавад-гите». Сейчас мы пытаемся обрести бессмертие, блаженство и знание с помощью несовершенного орудия. Приблизиться к этим целям нам не дает материальное тело, поэтому мы должны осознать, что наше бытие не зависит от тела. Одного теоретического знания о том, что мы отличны от тела, еще не достаточно. Мы должны всегда чувствовать себя независимыми от тела и быть его хозяевами, а не слугами. Если мы хорошо знаем, как управлять автомобилем, то он сослужит нам хорошую службу, если же нет, то езда на нем будет опасна. Тело состоит из органов чувств, а чувства всегда хотят наслаждаться объектами чувств. Глаза видят красивого человека и говорят нам: «О, вон там красивая девушка или красивый юноша. Пойдем, посмотрим». Уши говорят нам: «О, какая прекрасная музыка. Пойдем, послушаем». Язык говорит: «О, я знаю один замечательный ресторан, где так вкусно кормят. Пойдем туда». Так чувства раздирают нас в разные стороны, запутывая и сбивая с толку. индрийанам хи чаратам йан мано ’нувидхийате тад асйа харати праджнам вайур навам ивамбхаси «Как сильный ветер может унести лодку, так и одно-единственное чувство, стоит ему овладеть человеком, способно отнять у него разум» (Б.-г., 2.67). Учиться управлять своими чувствами должен каждый. Тому, кто научился властвовать над своими чувствами, присваивается титул госвами. Го означает «чувства», а свами - «повелитель», таким образом, тот, кто владеет своими чувствами, должен считаться госвами. Кршна объясняет, что пока человек отождествляет себя с иллюзорным материальным телом, он не способен обрести свое истинное «я», осознав себя духовной душой. Телесные наслаждения преходящи и опьяняют человека. Фактически мы даже не можем по-настоящему наслаждаться - так быстро это наслаждение проходит. Подлинное наслаждение - это наслаждение, которое испытывает душа, а не тело, и потому нужно построить свою жизнь так, чтобы чувственные наслаждения не отвлекали нашего внимания. Если что-то отвлекает наше внимание, мы не сможем сосредоточить его на своем истинном «я», трансцендентном к телу. бхогаишварйа-прасактанам тайапахрта-четасам вйавасайатмика буддхих самадхау на видхийате траигунйа-вишайа веда нистраигунйо бхаварджуна нирдвандво нитйа-саттва-стхо нирйога-кшема атмаван «В умах тех, кто слишком привязан к чувственным наслаждениям и материальному богатству и сбит этим с толку, никогда не возникает решение целиком посвятить себя преданному служению Верховному Господу. В Ведах говорится о трех гунах материальной природы. О Арджуна, освободись от влияния этих гун, стань трансцендентным к ним. Избавься от двойственности и всех тревог, связанных со стремлением к наживе и безопасному существованию, и утвердись в своем,я“» (Б.-г., 2.44-45). Слово веда переводится как «книга знания». Есть много книг знания, которые различны в разных странах, обществах, у разных народов и т.д. В Индии книгами знания считают Веды. На Западе это Ветхий и Новый завет. Мусульмане признают Коран. Каково же предназначение всех этих книг знания? Они существуют для того, чтобы помочь нам осознать себя чистой душой. Их предназначение - ограничить материальную деятельность рамками определенных правил и запретов, которые называют моральным кодексом. В Библии, к примеру, есть десять заповедей, которые должны упорядочить нашу жизнь. Для того, чтобы достичь высшего совершенства, необходимо научиться управлять своим телом. Не следуя регулирующим принципам, мы не сможем достичь совершенства в жизни. Регулирующие принципы могут различаться в разных странах или священных писаниях, но это не так уж важно, поскольку они вводились с учетом особенностей времени, обстоятельств и склада ума людей. Однако сам принцип упорядочения жизни остается неизменным. Это можно сравнить с законами, принимаемыми правительством, которым должны подчиняться все жители данной страны. Без законов невозможно ни управлять государством, ни развивать культуру общества. В процитированном стихе Шри Кршна говорит Арджуне, что регулирующие принципы, содержащиеся в Ведах, предназначены для того, чтобы можно было управлять тремя гунами материальной природы: благостью, страстью и невежеством (траигунйа-вишайа ведах). Однако Кршна советует Арджуне вернуться в свое изничильное чистое состояние духовной души, трансцендентной к двойственностям материального мира. Как мы уже говорили, эти проявления двойственности: ощущения жары и холода, удовольствия и боли - возникают в результате соприкосновения чувств с их объектами. Другими словами, причиной их возникновения является то, что мы отождествляем себя с телом. Кршна утверждает, что слова Вед, обещающие райские наслаждения тому, кто совершает жертвоприношения и ведет упорядоченную жизнь, увлекают людей, привязанных к наслаждениям и любящих власть. Право

По ту сторону рождения и смерти

Познание себя

дехи нитйам авадхйо ’йам

дехе сарвасйа бхарата

тасмат сарвани бхутани

на твам шочитум архаси

«О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен, и его невозможно убить. Поэтому не стоит скорбеть ни о ком»

(Бхагавад-гита, 2.30).

Самое первое, что необходимо сделать тому, кто вступил на путь самоосознания - это отличить себя от своего тела. Очень важно, чтобы каждый, кто хочет выйти из-под власти смерти и войти в духовный мир, понимал: «Я не тело, а духовная душа». Но мало просто сказать: «Я - не тело», - надо действительно осознать это, что не так просто, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что мы не тело, а чистое сознание, так или иначе мы попали в клетку тела, и если мы действительно хотим счастья и независимости, над которыми не властна смерть, то должны вернуться в свое изначальное состояние, то есть стать чистым сознанием, и всегда пребывать в нем.

Мы отождествляем себя с телом, поэтому наши представления о счастье подобны представлениям человека, находящегося в бреду. Некоторые философы утверждают, что для того, чтобы выйти из бредового состояния отождествления себя с телом, необходимо отказаться от любой деятельности. Они утверждают, что мы должны прекратить всякую материальную деятельность, так как она является для нас источником страданий. Верхом совершенства они считают состояние, напоминающее буддийскую нирвану, в котором живое существо прекращает всякую деятельность. Будда говорил, что тело возникает вследствие соединения материальных элементов, и если каким-либо образом отделить их друг от друга, то причина страдания будет устранена. Если сборщик налогов слишком докучает нам из-за того, что мы владеем большим домом, то можно разрушить дом, и это будет выходом из положения. Однако «Бхагавад-гита» утверждает, что материальное тело - это не самое главное. За этим соединением материальных элементов стоит душа, и ее присутствие можно обнаружить по наличию сознания.

Существование сознания нельзя отрицать. Тело, не имеющее сознания, мертво. Когда сознание покидает тело, рот уже не может говорить, глаза - видеть, а уши - слышать. Это ясно и ребенку. Сознание совершенно необходимо для того, чтобы тело было живым - это неоспоримый факт. Что же такое сознание? Подобно тому, как тепло или дым указывают на присутствие огня, наличие сознания свидетельствует о присутствии души. Энергия души, «я» живого существа, проявляется в форме сознания. По сути дела, по наличию сознания можно судить о присутствии души. Этому учит не только «Бхагавад- гита», на этом сходятся все ведические писания.

Имперсоналисты, последователи Шанкарачарйи, так же как и вайшнавы, стоящие в цепи ученической преемственности, начинающейся с Господа Шри Кришны, признают существование души, буддийские же философы отрицают его. Буддисты утверждают, что сознание возникает на определенном этапе в результате соединения материальных элементов, но тот факт, что, имея в своем распоряжении все материальные элементы, мы тем не менее не можем воспроизвести сознание, доказывает несостоятельность этого утверждения. Тело мертвого человека содержит в себе все материальные элементы, однако мы не можем привести его в сознание. Наше тело отличается от машины. Когда какая-то деталь машины выходит из строя, ее можно заменить другой, и машина вновь заработает, но когда выходит из строя тело и сознание покидает его, нельзя заменить сломавшуюся деталь и вернуть телу сознание. Душа отлична от тела, и тело живет только до тех пор, пока душа находится в нем. Но если в теле нет души, его невозможно оживить.

Мы отрицаем существование души на том основании, что не можем увидеть или ощутить ее с помощью своих грубых чувств. Но на самом деле существует много того, чего мы не можем видеть. Мы не можем видеть воздух, радиоволны или звук, из-за ограниченности возможностей наших чувств не можем разглядеть крошечную бактерию, но это вовсе не значит, что ничего этого не существует. С помощью микроскопа и других приборов можно обнаружить многое из того, что раньше было недоступно восприятию несовершенных чувств. Поэтому мы не имеем права делать вывод, что души не существует, на том только основании, что не можем увидеть ее, имеющую размеры атома, ни с помощью органов чувств, ни с помощью приборов. На самом деле ее присутствие можно обнаружить по внешним признакам.

Шри Кришна объясняет в «Бхагавад-гите», что причиной всех наших страданий является то, что мы отождествляем себя с телом.

матра-спаршас ту каунтейа

шитошна-сукха-духкха-дах

агамапайино ’нитйас

тамс титикшасва бхарата

«О сын Кунти, постоянная смена жары и холода, приход и уход счастья и несчастья подобны приходу и уходу зимы и лета. Источник всего этого - чувственное восприятие, о потомок Бхараты, и нужно научиться терпеливо переносить эти перемены, не утрачивая душевного равновесия»

(Б.-г., 2.14).

В летнее время соприкосновение с водой доставляет нам удовольствие, но зимой мы держимся от нее как можно дальше, потому что она слишком холодна. И в том и в другом случае вода остается водой, но ее соприкосновение с телом может доставлять как удовольствие, так и страдание.

Все ощущения горя и счастья связаны с телом. В одних условиях тело и ум ощущают счастье, в других - страдание. На самом деле мы стремимся к счастью потому, что счастье - естественное состояние души. Душа - неотъемлемая часть Верховного Существа, которое является по Своей природе сач- чид-ананда-виграхой - воплощенным знанием, блаженством и вечностью. Уже само имя «Кришна», отнюдь не сектантское по смыслу, означает «величайшее наслаждение». Крш значит «величайший», а на - наслаждение. Кришна - это олицетворенное наслаждение, и потому мы, будучи Его неотъемлемыми частицами, тоже жаждем наслаждения. Капля океанской воды обладает теми же свойствами, что и сам океан. Так и мы обладаем теми же энергетическими свойствами, что и Всевышний, несмотря на то что мы - всего-навсего ничтожно малые частицы Высшего Целого.

Атомарная душа, несмотря на свои крошечные размеры, приводит в движение все тело, давая ему возможность выполнять самую разнообразную деятельность. В мире возведены бесчисленные города, проложены шоссе, построены мосты, огромные здания, памятники, созданы великие культуры, но кто создал все это? Все это было создано ничтожно малой духовной искрой, находящейся внутри тела. И если ничтожно малая духовная искра способна создавать такие замечательные вещи, нельзя даже и представить себе, что может совершить Высшее Духовное Целое. Желание обладать качествами целого - знанием, блаженством и вечностью - естественно для крошечной духовной искры, но осуществлению этого желания

Недавно мне попалась небольшая брошюра Шри Шримад А.Ч. «По ту строну рождения и смерти». В ней я обнаружила несколько противоречий, а учение, в котором есть противоречия, не вызывает доверия.

«Самое первое, что необходимо сделать – это отличить себя от своего тела. Мы не тело, а чистое сознание. … Когда сознание покидает тело, то рот уже не может говорить, глаза – видеть, а уши – слышать. … Подобно тому, как тепло или дым указывает на присутствие огня, наличие сознания свидетельствует о присутствии души. Энергия души «Я» живого существа, проявляется в форме сознания.»

Что у человека есть что-то, кроме его тела, а, именно, душа я согласна. Только душа и тело – это ещё не все составляющие человека. Он устроен более сложно. Со смертью тела сознание человека переходит в другое тонкое тело – душу и в другой мир.

«Душа отлична от тела, и тело живёт только до тех пор, пока душа находится в нём. Но если в теле нет души, его невозможно оживить.»

Интересно, что происходит с душой, когда человек находится в коме? Тело человека не реагирует на окружающий мир, но оно продолжает внутренне жить, если поддерживать его жизнедеятельность. Человек с одной стороны как бы умер. Он обездвижен, и пять органов «чувств» не работают. Но с другой стороны он жив, сердце работает. Где находятся в это время душа и сознание человека? В другом мире? Между мирами? Чтобы понять это, необходимо пережить состояние комы. Это означает, что тело может жить без сознания и души, но сохраняя связь с ними, иначе окончательная смерть. То есть тело можно оживить, даже если в нём нет души и сознания, но сохранилась связь с ними.

«Шри Кришна объясняет в «Бхагавад–гите», что причиной всех наших страданий является то, что мы отождествляем себя с телом. … Все ощущения горя и счастья связаны с телом. В одних условиях тело и ум ощущает счастье, а в других страдание. На самом деле мы стремимся к счастью потому, что счастье – естественное состояние души. Душа – неотъемлемая часть Верховного Существа.»

Прежде всего, необходимо понять, за что отвечает тело, а за что душа. В теле нет органа создающего чувства, то есть определённые состояния души человека. Есть орган, дающий основную связь тела с душой, и это сердце. Пять органов «чувств» тела человека дают ощущения ему или неудовлетворения (боли), или удовлетворения. Например, едой и питьём, окружающим видом, окружающими звуками и запахами, состоянием внешней среды (холодно, жарко). Можно рассматривать тело, как скафандр для души в плотном мире. А вот душа отвечает за чувства человека, за радость и горе, за ненависть и любовь. Душа может испытывать разные состояния. Изначальное её состояние – это состояние счастья, к которому она и стремится. Войдя в плотное тело, душа использует тело для поиска через него состояния счастья. Она использует всевозможные действия, которыми обладает тело, вплоть до сексуальных отношений. Тело лишь орудие души.

«Атомарная душа, несмотря на свои крошечные размеры, приводить в движение всё тело, давая ему возможность выполнять самую разнообразную деятельность.»

Эти слова автора подтверждают то, что душа управляет телом. С тем, что душа имеет крошечные размеры, я не согласна. Душа принадлежит более тонкому состоянию материи, поэтому должна занимать больший объём, чем само тело человека. Так пары воды занимают больший объём, чем та же вода в жидком состоянии. Если душа управляет телом, то возникает вопрос: «Что убивает душа или тело?»

«Желание обладать качествами целого – знанием, блаженством и вечностью – естественно для крошечной духовной искры, но осуществлению этого желания препятствует материальное тело.»

Какое у нас злобное материальное тело. У самого тела нет органа чувств, таких как ненависть, радость, злоба, любовь, высокомерие, миролюбие и другие. За них отвечает душа. Именно, она властвует над реакциями тела к внешнему миру. У тела множество других забот. Оно должно сохранять себя в жизнедеятельном состоянии. Ему не нужны наслаждения души. Поэтому существуют наркоманы, пьяницы. Для тела это не нужно, наоборот это вредит состоянию его органов.

«Телесные наслаждения преходящи и опьяняют человека. Фактически мы даже не можем по-настоящему наслаждаться – так быстро это наслаждение проходит. Подлинное наслаждение – это наслаждение, которое испытывает душа, а не тело, и потому нужно построить свою жизнь так, чтобы чувственные наслаждения не отвлекали нашего внимания. … Учиться управлять своими чувствами должен каждый. … Для того чтобы достичь высшего совершенства, необходимо научиться управлять своим телом.»

Наслаждения души – это чувства души. У тела только ощущения, причём двоичного кода. Так чем же мы должны научиться управлять душой или телом? Душа управляет телом. С этим согласен и автор в некоторых своих высказываниях. Следовательно, научившись управлять чувствами своей души, мы научимся управлять и своим телом.

«Мы должны понять, что, пока у нас сохраняется желание испытывать эти противоестественные наслаждения (земные), мы не сможем вернуться в своё изначальное состояние непреходящего блаженства.»

Если это так, то зачем спрашивается душа вошла в плотное тело? Если плотный мир и плотные тела людей существуют, то это зачем-то нужно для всего Мироздания. Плотный мир – мир природный, в отличие от небесного. Душа входит в плотные тела, возможно, чтобы изучить новый мир. В плотные тела людей входят разные души, как с высшего мира, так и с низшего, поэтому в нашем мире существует и добро, и зло.

«На самом деле материальное наслаждение вообще нельзя считать наслаждением. Истинное наслаждение никогда не прекращается»

Получается, что душа всё время находится в определённом состоянии, а это покой, нет движения. Можно ли это считать жизнью в нашем понимании?

«Истинный наслаждающийся – Верховный Господь, мы же – те, кто доставляет Ему наслаждение. … По большому счёту ни одно живое существо не является наслаждающимся. … Бог стал многими для того, чтобы наслаждаться, и, следовательно, наше дело – доставлять Ему наслаждение. Это наше изначальное положение. С этой целью мы были сотворены. … Но, несмотря на то, что Кришна – наслаждающийся, а мы доставляющие наслаждение, каждый обладает способностью испытывать наслаждение. Однако истинное наслаждение мы можем испытывать только тогда, когда принимаем участие в наслаждениях Бога. Мы не можем наслаждаться независимо от Него, на физическом уровне.»

Как-то обидно за человечество, за причину его создания. Допустим, это так, то кто мы наслаждающиеся или приносящие наслаждение? В словах автора явное противоречие. Если истинное наслаждение вне физического мира, то, что удерживает душу в плотном теле? Материальные наслаждения?

«Под «материальной вселенной» мы подразумеваем те планеты, где всё живое рождается, стариться, страдает от болезней и умирает, а под «духовной вселенной» - планеты, где никто не рождается, не старится, не страдает от болезней и не умирает. … «Душа не знает ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала и никогда не прекратит своего существования. Она – нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не погибает, когда гибнет тело» (Бхагавад-гита, 2. 20)

Опять противоречие. Ранее автором было написано, что Бог стал многим для того, чтобы наслаждаться. Получается, что душа не всегда существовала. Она была в Боге. А что будет, если Бог захочет вернуться в свое начальное состояние? Все души исчезнут.

«Покинув материальное тело и перенесясь в духов мир – на Кришналоку (планету Кришны) или какую-либо другую духовную планету, - мы тоже получим тело сач-чид-ананда (подобное Богу). … В материальном мире общепризнано, что наивысшие наслаждение – это наслаждения, которые приносят сексуальные отношения. Это наслаждения – искажённое отражение сексуальных наслаждений в духовном мире, наслаждения от общения с Кришной. Однако не следует думать, что наслаждение, испытываемое там, сходно с сексуальным наслаждением в материальном мире. Нет, это далеко не то же самое. Однако, если бы в духовном мире не было половой жизни, она не могла бы отразиться и здесь. Здесь существует только искаженное её отражение, а истинная жизнь – это жизнь в Кришне, который исполнен бесконечного блаженства.»

Опять противоречие. Зачем нужно половое различие на духовных планетах, ведь душа бессмертна? Она не знает ни рождения, ни смерти. Она не нуждается в продолжении своём. Допустим, она получила тело подобное Богу, так было раньше сказано, тогда получается, что у Бога Кришны есть половое отличие.
Далее идёт описание Кришналоки.

«Дома там сделаны из камня, который называется философским. Чтобы ни прикоснулось к философскому камню, всё сразу превращается в золото. Деревья, растущие там, - это деревья, исполняющие желания, «деревья желаний», так как они могут исполнить любое желание. В этом мире на манговом дереве растёт манго, а на яблоне – яблоки, но там любое дерево может дать всё, что захочешь. Коровы там называются сурабхи, они дают неограниченное количество молока. Так в Ведах описываются духовные планеты.»

Удивительно материалистический взгляд на духовные планеты. Золото, исполнение любого желания, и главное все материалистические потребности. Не верится, что так описывается духовный мир в Ведах. Если только под этими словами скрыты особые понятия.

В заключение хочется отметить, что современное человечество, в большей своей части, поднялось на новый уровень сознания благодаря развитию науки, а с ним высшие силы общаются, как с пятилетним ребёнком, через религию.

По ту сторону рождения и смерти

Познание себя

дехи нитйам авадхйо ’йам

дехе сарвасйа бхарата

тасмат сарвани бхутани

на твам шочитум архаси

«О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен, и его невозможно убить. Поэтому не стоит скорбеть ни о ком»

(Бхагавад-гита, 2.30).

Самое первое, что необходимо сделать тому, кто вступил на путь самоосознания - это отличить себя от своего тела. Очень важно, чтобы каждый, кто хочет выйти из-под власти смерти и войти в духовный мир, понимал: «Я не тело, а духовная душа». Но мало просто сказать: «Я - не тело», - надо действительно осознать это, что не так просто, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что мы не тело, а чистое сознание, так или иначе мы попали в клетку тела, и если мы действительно хотим счастья и независимости, над которыми не властна смерть, то должны вернуться в свое изначальное состояние, то есть стать чистым сознанием, и всегда пребывать в нем.

Мы отождествляем себя с телом, поэтому наши представления о счастье подобны представлениям человека, находящегося в бреду. Некоторые философы утверждают, что для того, чтобы выйти из бредового состояния отождествления себя с телом, необходимо отказаться от любой деятельности. Они утверждают, что мы должны прекратить всякую материальную деятельность, так как она является для нас источником страданий. Верхом совершенства они считают состояние, напоминающее буддийскую нирвану , в котором живое существо прекращает всякую деятельность. Будда говорил, что тело возникает вследствие соединения материальных элементов, и если каким-либо образом отделить их друг от друга, то причина страдания будет устранена. Если сборщик налогов слишком докучает нам из-за того, что мы владеем большим домом, то можно разрушить дом, и это будет выходом из положения. Однако «Бхагавад-гита» утверждает, что материальное тело - это не самое главное. За этим соединением материальных элементов стоит душа, и ее присутствие можно обнаружить по наличию сознания.

Существование сознания нельзя отрицать. Тело, не имеющее сознания, мертво. Когда сознание покидает тело, рот уже не может говорить, глаза - видеть, а уши - слышать. Это ясно и ребенку. Сознание совершенно необходимо для того, чтобы тело было живым - это неоспоримый факт. Что же такое сознание? Подобно тому, как тепло или дым указывают на присутствие огня, наличие сознания свидетельствует о присутствии души. Энергия души, «я» живого существа, проявляется в форме сознания. По сути дела, по наличию сознания можно судить о присутствии души. Этому учит не только «Бхагавад-гита», на этом сходятся все ведические писания.

Имперсоналисты, последователи Шанкарачарйи, так же как и вайшнавы, стоящие в цепи ученической преемственности, начинающейся с Господа Шри Кришны, признают существование души, буддийские же философы отрицают его. Буддисты утверждают, что сознание возникает на определенном этапе в результате соединения материальных элементов, но тот факт, что, имея в своем распоряжении все материальные элементы, мы тем не менее не можем воспроизвести сознание, доказывает несостоятельность этого утверждения. Тело мертвого человека содержит в себе все материальные элементы, однако мы не можем привести его в сознание. Наше тело отличается от машины. Когда какая-то деталь машины выходит из строя, ее можно заменить другой, и машина вновь заработает, но когда выходит из строя тело и сознание покидает его, нельзя заменить сломавшуюся деталь и вернуть телу сознание. Душа отлична от тела, и тело живет только до тех пор, пока душа находится в нем. Но если в теле нет души, его невозможно оживить.

Мы отрицаем существование души на том основании, что не можем увидеть или ощутить ее с помощью своих грубых чувств. Но на самом деле существует много того, чего мы не можем видеть. Мы не можем видеть воздух, радиоволны или звук, из-за ограниченности возможностей наших чувств не можем разглядеть крошечную бактерию, но это вовсе не значит, что ничего этого не существует. С помощью микроскопа и других приборов можно обнаружить многое из того, что раньше было недоступно восприятию несовершенных чувств. Поэтому мы не имеем права делать вывод, что души не существует, на том только основании, что не можем увидеть ее, имеющую размеры атома, ни с помощью органов чувств, ни с помощью приборов. На самом деле ее присутствие можно обнаружить по внешним признакам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: