Creativenn - Портал рукоделия

Либерально?капиталистическая идеология

Для нее главное слово «свобода», первое из троицы Великой французской революции. За ним скрывалось стремление третьего сословия ликвидировать привилегии аристократии и духовенства и достичь одинаковых с ними юридических прав. Когда это произошло, был брошен лозунг: «Обогащайтесь!» – и возникла новая форма неравенства, основанная на богатстве одних и бедности других.

Ахиллесова пята идеологии – насилие. Чем больше насилия в теории и практике идеологии, тем быстрее приходит она к гибели. Порой она еще находится у власти, но ей уже никто не верит. Наиболее хитрая идеология – либерально?капиталистическая, насилие которой не прямое, а косвенное, денежное, которое ей удается скрывать. Недаром в обширном труде «Открытое общество и его враги» апологет капитализма Поппер лишь один раз употребляет слово «деньги», да и то в примечании. Поистине гегелевская «хитрость разума» – управлять не путем грубого насилия, а посредством денег. Деньги хороши как средство самореализации, когда не отняты у других. Но именно это происходит в капиталистическом обществе, построенном на эксплуатации людей, идей и природы, где высший стимул – прибыль. Поппер решил вдохнуть жизнь в либерально?капиталистическую идеологию, но идеологичность его «Открытого общества» очевидна. Однажды в примечании он говорит о том, что на деньги можно купить политическую власть, но это разбивает его предыдущие построения. Капиталистическое общество открыто для имеющего деньги. Без денег оно закрыто. «А деньги?что ж, это те же гвозди и так же тянутся к нашим рукам» (А. Башлачев).

Данную идеологию можно назвать либерально?капиталистической, потому что начинает она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а заканчивает проповедью потребительства. Эта идеология господствует в большинстве развитых европейских стран, которые прошли через две подмены, превратившие христианство из религии рабов в религию господ и науку из познания мира в инструмент господства над природой.

Права человека – звучит привлекательно. Но во имя этих прав могут уничтожаться целые нации, которые их якобы не соблюдают. Получается, что ради одного человека и его прав позволительно уничтожать целую культуру. Либерально?капиталистическая идеология взяла кое?что из других, а именно: люди должны быть равны (но формально или люди твоего класса и нации). За счет этого синтеза она вырвалась вперед и сейчас стала лидирующей в мире. Обвинять ее в коварстве бесполезно, так как идеология такова по сути.

Либерально?капиталистическая идеология анонимна. Она пытается скрыть даже свое имя, в то время как обе другие работают с открытым забралом. На данный момент скрывающийся побеждает. По мнению Р. Барта, «отречение буржуазии от своего имени не является иллюзорным, случайным, побочным, естественным или ничего не значащим фактом; оно составляет сущность буржуазной идеологии, акт, при помощи которого буржуазия трансформирует реальный мир в его образ, Историю в Природу» (Барт Р. Избранные работы. М., 1991. С. 110). Миф помогает идеологии.

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

ИДЕОЛОГИЯ «Все разговоры по поводу психологии, о внутренних путях деятельности ума - это только пустая трата времени. Людям необходима работа и пища. Не вводите ли вы вполне сознательно в заблуждение ваших слушателей, когда совершенно очевидно, что прежде всего следует

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

b) Вторая форма утопического сознания: либерально-гуманистическая идея Либерально-гуманистическая утопия также возникла в борьбе с существующим порядком. В своей адекватной форме и она противопоставляет «дурной» действительности «правильный» рациональный образ.

Из книги Константин Леонтьев автора Бердяев Николай

Глава III «Византизм и славянство». Натуралистический характер мышления. Философия истории и общества. Три периода развития. Либерально-эгалитарный процесс. Аристократическая мораль. Эстетическое учение о жизни I У К. Н. Леонтьева не было сложных познавательных интересов

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

ИДЕОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЯ - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

ИДЕОЛОГИЯ Советская идеология сложилась как идеология в принципе всего советского народа, лишь формально кажущаяся идеологией партии. Это не значит, что весь народ жаждал иметь такую идеологию и сам вырабатывал ее. С этой точки зрения большинство членов партии так же

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

ИДЕОЛОГИЯ ПРЕВОСХОДСТВА Надо различать констатацию того факта, что народы различаются по каким-то социобиологическим признакам, и идеологию, согласно которой представители одних народов рассматривают себя как существа более высокого порядка по отношению к иным

Из книги Капитализм и шизофрения. Книга 1. Анти-Эдип автора Делёз Жиль

Идеология «Весь этот разговор о психологии, внутренней работе ума является тратой времени. Люди хотят работу и пищу. Не преднамеренно ли вы вводите в заблуждение ваших слушателей, когда это очевидно, что нужно сначала решить экономическую ситуацию? То, что вы говорите,

Из книги О насилии автора Жижек Славой

9. Цивилизованная капиталистическая машина Первое серьезное движение детерриторизации обнаружилось с перекодированием деспотического государства. Но по сравнению с другим великим движением, движением, которое пойдет путем раскодирования потоков, это первое движение

Из книги Овцы в волчьих шкурах [В защиту порицаемых] автора Блок Уолтер

Либерально-коммунистическая деревня Выдающаяся заслуга «Таинственного леса» М. Найта Шьямалана состоит в том, что в этом фильме либерально-коммунистический образ жизни, основанный на страхе, передан во всей его чистоте. Те, кто отмахивается от фильмов Шьямалана, считая

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

17.2. Капиталистическая контрреволюция в СССР – России есть отрицание не только социализма/коммунизма, но и Великой Победы в Великой Отечественной войне Капиталистическая контрреволюция в СССР, потом в России и ряде стран СНГ на территории расчлененного СССР,

Из книги История России: конец или новое начало? автора Ахиезер Александр Самойлович

7. Политический строй либерально-демократического общества Необходимо различать тонкие «нити свободы» в ткани общественного устройства. Слово «демократия» образовано от греч. demos - народ, и kratos власть, т. е. понятие демократии предполагает власть народа. Эта власть

Из книги Борьба вокруг идейного наследия молодого Маркса автора Лапин Николай Иванович

Глава 21 Либерально-демократический идеал после царей и генсеков 21.1. Оборванная и возрожденная традицияРоссийская посткоммунистическая государственность возникла на обломках государственности коммунистической. Особенность последней заключалась, напомним, в том, что

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

2. Либерально-ревизионистский подход к ранним работам Маркса Сюда относятся: неогегельяно-экзистенциалистская интерпретация молодого Маркса как форма восприятия марксизма либеральными буржуазными философами и позитивистское освещение ранних работ Маркса как форма

Из книги Пути истории автора Дьяконов Игорь Михайлович

5. Идеология и больше, чем просто идеология Цель и понимание того, как её можно достигнуть, рождают определённую модель поведения, связывающую наши действия в настоящем, с образом - целью в будущем. То есть, придающих нашему поведению системность и

Из книги автора

Седьмая фаза (капиталистическая) Диагностические признаки седьмой фазы следующие: превращение естественных наук в производительную силу (изобретение паровой машины, железной дороги, парохода, затем двигателя внутреннего сгорания, электрического освещения, телеграфа,

Эта статья была написана 20 лет тому назад. В 1995 г. она была опубликована в научно-образовательной газете Интеллектуальный мир», в которой автор являлся заместителем главного редактора. Напомним, что середина 90-х годов XX века – это период, когда Россия после распада Советского Союза выбирала путь своего дальнейшего развития. Концепция этого развития тогда активно обсуждалась в российском научно-образовательном сообществе на самых различных уровнях. Сегодня эта проблема вновь актуальна, но уже по другой причине – все более очевидной концептуальной несостоятельности либеральной модели капиталистического развития.

Не только Россия, но и весь мир стоят сейчас перед проблемой выбора стратегии своего дальнейшего развития. Этот выбор еще не сделан, и от того, каким он будет, зависит очень многое. А ситуация является существенно более сложной, чем 20 лет тому назад: нарастают глобальные проблемы, обостряется геополитическая обстановка, налицо системный кризис культуры.

Учитывая изложенное, редакция журнала «Стратегические приоритеты» решила опубликовать эту статью в первоначальном виде, полагая, что ее содержание имеет самое непосредственное отношение к главной теме данного номера – стратегическим приоритетам культуры.

1. Наступит ли конец истории?

Летом 1989 года заместитель директора Управления планирования политики госдепартамента США, бывший сотрудник компании «Rand Corporation» Френсис Фукуяма опубликовал философскую статью «Конец истории?». Эта статья, напечатанная в элитном журнале «The National Interest» и, к сожалению, малоизвестная в России, сразу же привлекла к себе неожиданно широкое внимание мировой общественности. Практически все сколь-нибудь значительные органы мировой печати так или иначе откликнулись на ее появление.

Что же так взволновало общественное мнение? Автор статьи утверждает, что наш век, «начавшийся с торжества уверенной в себе западной либеральной демократии», завершил круг и вернулся к исходной точке. Не к «концу идеологии», не к конвергенции капитализма и социализма, как предсказывали некоторые, а к «победе экономического либерализма» . Другими словами, западная идея либерализма, по мнению автора, окончательно победила практически во всем мире, так как ей не оказалось достаточно последовательных и жизнеспособных альтернатив.

Это явление, по мнению Ф. Фукуямы, далеко выходит за пределы политики, так как речь идет о неудержимом распространении во всем мире западной культуры потребления. Фукуяма утверждает, что мы являемся свидетелями не просто конца холодной войны и завершения определенного периода послевоенной истории, но и конца истории в более общем смысле.

Другими словами, сегодняшняя историческая ситуация представляет собой своего рода финал идеологической эволюции человечества. Финал, при котором западная либеральная демократия повсеместно утверждает себя как окончательная форма общественного устройства. При этом, по мнению автора, главное заключается в том, что западная идеология либерализма уже одержала победу в сфере сознания людей, и поэтому она обязательно одержит верх и в материальной сфере.

Свою позицию Фукуяма базирует на известных идеях Гегеля об определяющей роли сознания в поведении людей. Гегель утверждал, что сознание людей является не результатом, а причиной исторических событий. С его точки зрения, объяснение многих духовных и политических движений сугубо материальными причинами является ошибочным. Оно обусловлено непониманием того, что корни социальноэкономической деятельности людей находятся в сфере их сознания и культуры.

Нужно отметить, что Фукуяма вовсе не отвергает значения материальных факторов. Он согласен с тем, что уровень благосостояния государства существенным образом влияет на жизнеспособность того или иного типа сознания в каждой конкретной стране. Он также показывает, что изобилие товаров в странах с либеральной рыночной экономикой и существующая там изощренная культура потребления активно содействуют сохранению в этих странах идейного и политического либерализма.

Однако Фукуяма предостерегает и от материалистического детерминизма, от слепой веры в то, что либеральная экономика с неизбежностью влечет за собой и либеральное политическое устройство государства. Таким образом, и политика, и экономика каждой страны всегда предполагают некоторый уровень национального сознания, который и делает их возможными. С последним утверждением трудно не согласиться.

Однако, по нашему мнению, сегодня было бы преждевременно утверждать, что наступает конец истории в результате повсеместной победы в мире капиталистической идеологии. Ведь, как это было показано выше, для такого утверждения необходимо, чтобы национальное сознание всех стран мира было готово воспринять эту идеологию. А ведь сегодня это далеко не так очевидно, как утверждает господин Фукуяма. И наглядным примером этого является Россия.

2. Идеология капитализма и национальное сознание России

Рассмотрим теперь вопрос о том, в какой степени современное национальное сознание России соответствует дальнейшему развитию в ней идеологии капитализма, т.е. западной либеральной рыночной экономики. Этот вопрос часто обсуждается в последнее время в различного рода экономических и политических дискуссиях потому, что он представляется исключительно важным и актуальным не только для России, но и для всего мира. По достаточно обоснованному мнению ряда авторитетных ученых, дальнейшая судьба земной цивилизации самым тесным образом связана с судьбой России . Мало того, многие из них считают, что гибель России повлечет за собой и гибель всей современной цивилизации.

Так по какому же пути в конце концов пойдет новая Россия? История показала, что коммунистический путь развития оказался для нее неприемлемым. А капиталистический путь? Это ли перспективное направление развития для новой России? Ведь если исходить из того, что коммунизм и капитализм – это не столько политические, сколько идеологические понятия, предполагающие определенный тип и уровень национального сознания, то естественным образом возникает следующий вопрос: а в какой степени капиталистический путь развития со всеми его достоинствами и недостатками соответствует существующему сегодня российскому национальному сознанию?

Думается, что основным критерием, которым следует руководствоваться при поиске ответа на этот вопрос, должен быть критерий духовности. Главный недостаток капитализма, признаваемый даже его апологетами, заключается в бездуховности капиталистического общества. Исторический опыт показал, что в капиталистическом обществе человек очень быстро превращается в существо, сосредоточенное на достижении лишь одной цели – накопления капитала и получения на этой основе различного рода материальных благ. Однако, как известно, изобилие и излишества порождают быстрое пресыщение и упадок духовных ценностей.

Поэтому, если оценивать современный капиталистический строй по критерию духовности, то уровень оценки капиталистического общества по этому критерию может оказаться ниже, чем для феодального и даже для рабовладельческого общества. Действительно, ведь в докапиталистические эпохи в человеке еще присутствовало достаточно много подлинных человеческих качеств . Это и чистота патриархальных отношений, и романтическая увлеченность поисками неизвестных стран и народов, и стремление к развитию культуры, и преклонение перед достоинством женщины, и многое другое.

Достаточно вспомнить о том, какие великие духовные идеи овладевали огромными людскими массами в эпоху Древнего мира, а также в Средние века. Ярким примером этого являются и первые годы становления христианства. Капиталистическое же общество, как показала история, на такие духовные порывы и взлеты в принципе не способно. Его главная цель заключается в неограниченном накоплении материальных благ. Это самоцель, сущность и главная движущая сила капитализма, его ключевая идея.

Что же касается современной России, то сегодня можно указать на ряд важных факторов, действие которых дает основание полагать, что главная идея капитализма не созвучна российскому самосознанию, и поэтому эта идея в России победить не может .

Первым фактором являются традиции и историческая память народов России . Ведь по существу в России капитализма никогда и не было. Поэтому в генетической памяти народов России, а также в их современном национальном самосознании традиции капитализма практически отсутствуют, они не характерны для российского менталитета. А ведь это, как уже было показано ранее, очень существенно для дальнейшего развития идей капитализма в обществе и для их последующего практического воплощения как в материальной сфере, так и в государственном устройстве страны.

В отличие от стран Запада, в России богатство никогда не было определяющим фактором общественной значимости человека, его признания в обществе. Поэтому крупные российские купцы и промышленники дореволюционного периода не столько гордились своим богатством, сколько стеснялись его. Они достаточно щедро поддерживали своими пожертвованиями не только церковь, больницы и приюты для бедных, но также образование и культуру. Они вкладывали значительные средства в градостроительство. Российские традиции меценатства и попечительства общеизвестны.

Эти традиции в значительной степени обусловлены основными догматами христианской религии, влияние которой на сознание россиян было всегда достаточно сильным. Христианская религия утверждает, что богатство отвращает человека от Бога, и единственная возможность для богатого войти в Царство Божие заключается в том, чтобы проявлять милосердие и оказывать помощь обездоленным. Возрождение этих национальных традиций – одна из задач современного российского общества.

Второй фактор – это общеизвестные особенности национального характера россиян. Общинный дух, приоритет общественных ценностей над личными, миролюбие, национальная и религиозная терпимость, широта и щедрость души русского человека до сих пор вызывают удивление многих наших зарубежных гостей. А ведь все эти качества отнюдь не способствуют формированию у человека таких черт характера, которые необходимы бизнесмену для преуспевания в капиталистическом обществе. Там требуется совсем другое: инициатива и предприимчивость, расчетливость и бережливость, эгоизм и «железная хватка», безжалостность по отношению к конкурентам. А этого-то как раз у русских людей и не наблюдается.

Третий фактор заключается в том, что, несмотря на все материальное изобилие, которое мы видим сейчас в развитых капиталистических странах Запада и Востока, мы видим в них также и те негативные проявления потребительского общества, которые делают капиталистический путь развития неприемлемым для России в качестве долговременной стратегической перспективы. И дело не только в том, что этот путь является стратегически опасным в плане обеспечения перехода России на модель устойчивого развития, но также в том, что он является неприемлемым для россиян и в духовном плане.

3. Идеология капитализма и нравственность

Анализируя сегодня духовную атмосферу жизни капиталистического общества, можно вполне обоснованно утверждать, что идеология капитализма и нравственность принципиально несовместимы. Как это ни странно, но большая часть бизнесменов, удачно ведущих свои дела в бизнесе, оказывается весьма неблагополучной в личной жизни. Представляется парадоксальным тот факт, что, будучи ловкими дельцами и хорошими организаторами, они очень часто оказываются неспособными наладить свою личную жизнь, имеют серьезные проблемы в семье, в общении со своими друзьями и близкими. Давайте задумаемся над этим фактом. Ведь бизнес – это мощный фактор современной культуры, который очень быстро распространяется по всему миру, а в последние годы активно проникает и на территорию России.

Так в чем же заключается причина неудач бизнесменов в личной жизни? По мнению видного американского психолога Эверетта Шострома, причина здесь в том, что законы бизнеса и межличностных отношений принципиально различны. Поэтому то, что хорошо для бизнеса, оказывается непригодным для нормализации личной жизни.

Суть этого противоречия заключается в том, что бизнесмен смотрит на человека с точки зрения своей будущей прибыли и поэтому неизбежно как бы овеществляет его. Поэтому человеческая личность в бизнесе – это уже не столько личность, сколько средство для извлечения доходов.

Эта нравственная позиция бизнесмена распространяется как на его партнеров по бизнесу, так и на потребителей производимой им продукции. В определенном смысле эта позиция объективна. Она продиктована основными законами бизнеса. Ведь невозможно представить себе, что бизнесмен к каждому своему потребителю может относиться как к уникальной личности. Однако коварство природы проявляется здесь в том, что с нравственной точки зрения обезличивание любого человека, даже если он ваш клиент, ненормально. В этом-то и заключается главная нравственная проблема деловых людей, многие из которых рано или поздно приходятк ее пониманию.

Логическим результатом указанного выше внутреннего психологического противоречия людей бизнеса является постепенная утрата ими того качества, которое мы называет духовностью. Настойчивость, агрессивность, жесткость, так необходимые в конкурентной борьбе, неизбежно изменяют характер человека, способствуют разложению многих его нравственных начал, таких как чуткость, сострадание, любовь и искренность.

Таким образом, будучи вынужденным относиться к другим людям как к вещам, бизнесмен сам платит за это очень высокую цену, так как постепенно становится бездуховной личностью, то есть такой же вещью. Следовательно, капиталистическая идеология обогащения и высоконравственная личность – вещи принципиально несовместимые .

Рассмотренная психологическая драма деловых людей капиталистического общества является объективно существующей и весьма актуальной проблемой. Она давно уже не является новой. Еще в период расцвета капитализма эта проблема была тонко подмечена талантливыми писателями XIX века. Достаточно вспомнить известный роман Джека Лондона «Время-не-ждет»5. Перед законами «золотого тельца» отступает чувство благодарности и привязанности героя этого романа к любимой им женщине, рвутся узы мужской дружбы. «Боливар не выдержит двоих!» – таковы жестокие правила деловой игры, диктующие линию поведения ее участников. Бизнес беспощаден, в нем нет места состраданию.

Церковные деятели всех верований так же, как и многие философы, в течение десятилетий пытались найти пути решения этой нравственной проблемы. Но конфликт не исчезал. Он только разрастался, так как занятие бизнесом объективно невозможно без отрыва от концепции приоритета ценности человеческой жизни и человеческого достоинства. Американский психоаналитик Карэн Хорни по этому поводу пишет: «Противоречие в том, что, с одной стороны, мы ценим и превозносим концепцию конкуренции как двигателя прогресса, а с другой – не устаем пропагандировать братскую любовь и смирение».

Весь западный образ жизни и ныне действующая общественная мораль капиталистического общества противоречат этим нравственным установкам. Именно поэтому любое общество, ориентированное на потребительство, объективно и закономерно будет с неизбежностью двигаться в пропасть бездуховности. Для нравственности в таком обществе рано или поздно не останется места, необходимого для духовного развития и счастья человека.

Как тут не вспомнить слова Священного Писания: «Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но потеряет собственную душу?» . Эти слова, сказанные около двух тысяч лет тому назад, очень сжато и четко формулируют одну из главных проблем развития цивилизации, решение которой пока еще не найдено, – проблему нравственности .

Сможет ли наше поколение найти пути решения этой проблемы – покажет будущее.

Современные развитые капиталистические страны тратят колоссальные денежные средства, что бы представить капитализм как единственная правильная человеческая формация в мире. Они тратят баснословные средства на создание всевозможных аналитических центров, которые создают идеологию капитализма, направленную на сохранение существующего порядка, где правят богатые элиты, родословная которых уходит вглубь веков, когда были короли и толстосумы, разбогатевшие на ограблении своего народа.

Современное развитие людей не позволяет им, как и раньше цинично грабить людей. Они объединились с государственной машиной этих государств, и за счет государства продолжают богатеть, а простых людей делать беднее. Давайте возьмем любую европейскую страну. Везде идет сокращение рабочих мест, людей выбрасывают на улицу. А что это означает? Что государство сознательно, умышленно приговаривает этих людей к смерти, так как без работы этим людям нечего будет, есть и они умрут. В то же время зарплаты у государственных чиновников баснословные и все они представители бизнеса и имеют немалый доход, но никогда они не захотят поправлять трудности государства за свой счет. Только за счет народа.

В то же время у капитализма должна быть своя идеология, которая говорила бы народу, что мы все живущие в этом государстве одна большая семья и что беды и страдания народа не чужды государственным чиновникам и элитам этих государств. Яркий пример тому Англия. Посмотрите, какая мощная идеология просматривается во всех поступках королевского дома Англии. Своего сына отправили служить в Афганистан. Идеология равенства. Королева сама как простая крестьянка сажает в своем королевском саду на выкопанных грядках овощи и их, затем продают людям. Идеология трудолюбия. Королева отказалась от личной машины и один раз проехала на общественном транспорте, а премьер министр Англии для сохранения бюджета страны, несколько раз проехал в общественном метрополитене. Идеология бережливости. В королевской семье родился сын, счастья ему и здоровья, но и ту связь с народом, всеобщая радость. Идеология материнского счастья. В Бельгии недавно было празднование приведение к присяге нового короля, на все потратили 400 тыс. долларов, столько же тратит провинциальный город в России на празднование Дня Города. Жена Обамы у белого дома выращивает на грядках овощи, показывая всем американцам, что они бережливо тратят государственные деньги. В Италии весь парламент отказался от третьей части зарплаты, что бы у государства было больше денег. Кругом одна идеология богатых.

А что же в России? В России нет никакой идеологии. Медведев став премьер-министром, сразу же поднял зарплату всем своим чиновникам. По его примеру все губернаторы стали поднимать себе зарплату, а за ним и весь чиновничий аппарат поднял себе зарплату. Сразу же заголосили депутаты Государственной Думы, что у них очень маленькая зарплата, а они как шахтеры не вылезают из-из своего стола. И такой разврат идет на всей вертикали власти. Почему же все богачи мира показывают своему народу фальшивую заботу о своем народе. Они, показывая своими поступками, что они равные с народом, что их сыновья служат, а армии, что они как крестьяне работают в огороде, что они берегут государственные деньги и ездят на общественном транспорте, что они отказываются от части своей зарплаты. Все это делается для того, что бы показать всем, что они и есть часть народа. В России все чиновники, вся государственная машина, почему то всячески хочет показать народу России, что они не равные с нами, а стоят над народом России. Все они болеют болезнью российского помещика, потому что в России нет никакой идеологии.

Сначала мы опишем капиталистическую идеологию и объясним, как должен функционировать чистый капитализм , или капитализм свободной конкуренции . Хотя чистый капитализм в натуральном виде никогда не существовал, его описание поможет получить приблизительное представление о том, как функционируют экономические системы Соединенных Штатов и многих других промышленно развитых стран. В последующих главах мы будем модифицировать нашу модель чистого капитализма , с тем чтобы она полнее соответствовала реалиям современного капитализма.  


Объясняя, что представляет собой чистый капитализм , мы затронем следующие аспекты 1) организационную структуру и базовые допущения, на которых строится капиталистическая идеология 2) определенные институты и практику, общие для всех современных экономических систем 3) методы, с помощью которых рыночная система координирует экономическую деятельность и способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов . Рассматривая последний вопрос, мы будем в значительной мере опираться на наш анализ работы индивидуальных рынков , проведенный в главе 3.  

Непреходящую славу одного из лучших экономистов всех времен А. Смиту принесла общая теория рынка, особенно в части механизма его функционирования. Он убедительно обосновал, что каждый хозяйствующий субъект, преследуя свою личную цель, достигает тем самым выполнения общественных целей. Его идея "невидимой руки рынка" есть не что иное, как объяснение механизма саморегулирования рыночной системы . "Мы ожидаем получить свой обед не потому, что мясник, пивовар и булочник благосклонны к нам, а потому, что они заботятся о собственной выгоде ... Каждый индивидуум все время прилагает усилия к тому, чтобы изыскать наиболее выгодное применение любому капиталу, которым он располагает. Стремясь извлечь из этого производства продукт наибольшей стоимости, он преследует только свою собственную цель, и в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука , ведет к результату, не имеющему ничего общего с его намерениями"1. Идея "невидимой руки " рыночных стимулов, направляющих деятельность людей таким образом, чтобы они приносили пользу всем, является, по мнению экономистов, наиболее весомым вкладом А. Смита в экономическую науку , ибо она по существу означает, что никто не может достичь благополучия, не может нажить богатства, если предварительно не удовлетворил какую-нибудь общественную потребность . А. Смит здесь четко и ясно сформулировал капиталистическую идеологию.  

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение приобретает с образованием национальных рынков , когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция совершенно органично становится коренным свойством капитализма. Коренным потому, что она концентрирует в себе основные черты капиталистической идеологии частную собственность , свободу предпринимательства и личный интерес.  

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ - концепция, автором которой считается американский экономист Джон К. Гэлбрейт. Капиталистическое общество в силу значительного роста технологических преобразований, экон. развития, организации управления предприятиями способно обеспечить для всех своих членов относительно высокий уровень, стандарт жизни. Опираясь на теорию Д.М. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экон. жизнь общества, идеологи концепции Г.в.б. делают упор на смешанную экономику , сочетание частного и гос. секторов.  

Ложные представления буржуазных исследователей об организации капиталистического производства и управления им являются следствием организационно-управленческого фетишизма, который в значительной степени пронизывает буржуазную политико-управленческую идеологию. Характерная черта его - абсолютизация организационных и управленческих явлений, отрыв их внешней формы от реальной сущности Несостоятельность подобных концепций, игнорирующих определяющее влияние экономического базиса , отрывающих собственность от власти, подтверждается самой капиталистической действительностью. Общий кризис капитализма продолжает углубляться, проявляясь в обострении всех противоречий капиталистического общества. Трансформация капитализма, как бы ее ни пытались представить буржуазные идеологи, осуществляется в прежнем направлении богатые становятся богача, а неимущие еще беднее. Поэтому и сегодня актуальным является вывод В. И. Ленина о том, что самым глубоким источником силы для г обед над буржуазией и единственным залогом прочности и неотъемлемости этих побед может быть только новый, более высокий способ общественного производства, замена капиталистического и мелкобуржуазного производства крупным социалистическим производством.  

Отчасти в результате этого опыта, а также частично на основании своего опыта и знаний капиталистической системы я пришел к заключению, что концептуальные рамки, в которых я работал до этого, стали уже тесными. Я попытался изменить формулировку концепции открытого общества . По определению Поппера, открытому обществу противостояли закрытые общества, основанные на тоталитарных идеологиях, однако недавние события научили меня тому, что угроза открытому обществу может также исходить из отсутствия общественного согласия и отсутствия правильного руководства.  

Если мировая капиталистическая система переживет нынешний период испытаний, то за ним последует период дальнейшего ускорения, которое приведет систему в состояние, далекое от равновесного, если оно уже не наступило. Одной из особенностей этого нового, ближе к финальному этапа мирового капитализма станет отказ от одной, представляющейся разумной альтернативы идеологии свободного рынка , которая возникла относительно недавно, - так называемой азиатской, или конфуцианской, модели. В результате нынешнего кризиса заморские китайские и корейские капиталисты, чьи богатства серьезно пострадали, вынуждены будут отказаться от системы семейного контроля. Те, кто будет готов пойти на это, выживут, другие - просто исчезнут. Кризис также осложнил положение компаний, имевших большую задолженность во всех азиатских странах. У компаний с иностранной задолженностью соотношение задолженности к собственному капиталу стало еще хуже при наличии долгов внутри стран компании пострадали в результате одновременного роста процентных ставок и снижения доходности. Единственный выход заключается в превращении долга в капитал (изменении формы собственно-  

Вместе с тем очевидно, что принцип мирного сосуществования неприменим к отношениям между угнетателями и угнетенными, что мирного сосуществования не может быть в области классовой борьбы внутри капиталистических стран и национально-освободительной борьбы в колониях и зависимых странах, между социалистической и буржуазной идеологиями.  

Идеологи буржуазии, а также реформистские и ревизионистские теоретики уделяют особое внимание ниспровержению трудовой теории стоимости , потому что она представляет собой ключ к научному пониманию сущности капиталистической эксплуатации и обоснованию неизбежности революционной замены капитализма социализмом.  

Вымыслы о законе убывающего плодородия почвы нужны идеологам капитализма для обоснования реакционного вывода о бесперспективности борьбы пролетариата за победу социализма , потому что смена общественного строя, с их точки зрения , не сможет отменить действие этого универсального закона и создать возможность обеспеченной жизни для всех трудящихся. -Разоблачая апологетическую сущность теории убывающего плодородия почвы, В. И. Ленин в работе Аграрный вопрос и критики Маркса писал Увеличилась не трудность производства пищи, а трудность получения пищи для рабочего - увеличилась потому, что капиталистическое развитие вздуло земельную ренту и земельную цену, сконцентрировало сельское хозяйство в руках крупных и мелких капиталистов, сконцентрировало еще больше машины, орудия, деньги, без которых невозможно успешное производство. Объяснять эту растущую трудность существования рабочих тем, что природа сокращает свои дары, - значит становиться буржуазным апологетом V  

В Программе КПСС была дана следующая характеристика третьего этапа общего кризиса капитализма Отпадение от капитализма все новых стран ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом распад колониальной системы империализма обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики , проявляющееся в растущей неспособности капитализма использовать полностью производительные силы (низкие темпы роста производства , периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей , хроническая безработица) нарастание борьбы между трудом и капиталом резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства небывалое усиление политической реакции по всем линиям отказ от буржуазных свобод и установление в ряде стран фашистских, тиранических режимов глубокий кризис буржуазной политики и идеологии, - во всем этом находит свое выражение общий кризис капитализма.  

Однако буржуазные идеологи и их ревизионистские прислужники игнорируют при этом главное, то, что экономическую основу социализма составляет общественная собственность на средства производства , исключающая возможность эксплуатации человека человеком и определяющая всю совокупность новых, принципиально отличных от капиталистических производственных отношений и экономических законов.  

Одним из наглядных проявлений неустойчивости капиталистической экономики явился разразившийся в последние годы энергетический кризис . Буржуазные идеологи утверждают, что причина этого кризиса коренится в природных явлениях или в политике стран - экспортеров нефти. Действительной его причиной является основное противоречие капиталистического способа производства - противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения и вытекающая из него невозможность в условиях капитализма планомерно и в общенациональных интересах развивать все отрасли национальной экономики , в том числе такую важнейшую отрасль, как энергетика. Нефтяные монополии, в руках которых находится эта отрасль, в своих корыстных целях искусственно задерживают разработку энергоисточников в своих странах, предпочитая грабить природные ресурсы развивающихся государств. Они искусственно создают дефицит нефтепродуктов, вздувают на них цены  

Между двумя сосуществующими ныне мировыми системами - социалистической и капиталистической - идет соревнование, упорная борьба, в которой социалистическая система показывает свое несравненное превосходство над капиталистической во всех областях жизни в экономике, политике, идеологии, культуре. Противоречие между двумя этими системами является основным противоречием эпохи перехода от капитализма к социализму.  

Было время, когда идеологи буржуазии объявляли высокие темпы роста производства в социалистических странах следствием их экономической отсталости. Все дело, мол, в том, что эти страны начали с низкого уровня. По мере развития экономики, утверждали они, темпы будут неминуемо снижаться и в конце концов сравняются с темпами развитых капиталистических стран.  

Несмотря на все попытки буржуазии и ее идеологов замаскировать эксплуатацию трудящихся с помощью так называемой системы человеческих отношений, участия в успехе и т. д., для огромной массы людей в капиталистическом мире  

Факты капиталистической действительности опровергают мифы о классовой гармонии между трудом и капиталом, о внеклассовой деятельности буржуазного государства. Они подтверждают, что государство при капитализме - послушное орудие монополий, а воспеваемое благоденствие - это благоденствие для магнатов финансового капитала и муки, страдания для сотен миллионов людей труда. Особую остроту в современных условиях приобретает вопрос о политических правах трудящихся в капиталистических странах. Идеологи буржуазии всячески прославляют капиталистическое государство, обеспечивающее соблюдение прав человека. На деле буржуазная демократия всегда является формой господства класса капиталистов. В условиях буржуазной демократии действительная свобода может быть лишь для имущих классов. Теория государства всеобщего благоденствия - это апологетическая теория, извращающая социально-экономические основы буржуазного общества, ложно трактующая его политическую надстройку.  

Рынок, который я до сих пор описывал, является нерегулируемым. Вспомним, что одной из его важнейших черт является свобода свобода предпринимательства , свобода "входа" в рынок и "выхода" из него, свобода приложения капитала (где хочу, когда, сколько хочу), а также - хотя и ограниченная производственными условиями - свобода выбора партнера по сделкам. Этим всем свободам помогает реализовываться конкуренция, которая сама изначально тоже называлась свободной или чистой. Что это такое в экономическом отношении - разговор впереди, но одно очевидно все эти свободы вместе взятые, сформировали так называемую свободную, или классическую, рыночную систему. Отсюда исходит и одна из черт, условий капиталистической идеологии - ограниченная роль государства . Короче говоря, свободы эти по большому счету сформировали "свободный мир". Термин взят в кавычки потому, что, даже отвлекаясь от противопоставления капитализма и социализма (идеологический аспект), трудно считать эти свободы такими уж полными. "Что, где, когда и сколько хочу"- все это упиралось в потребности людей и их платежеспособность. Не удовлетворяя потребности людей, названные свободы ничего не стоили. Взаимосвязи хозяйствующих субъектов, обязательства друг перед другом, уровень ОНЗТ и другие факторы делали эту свободу весьма ограниченной. А начиная с 1825г. экономику капиталистических стран стали сотрясать периодические - каждые 8-11 лет - экономические кризисы . В 1929-1933 гг. капиталистический мир был буквально потрясен глубиной и широтой охватившего его кризиса, получившего название "великая депрессия".  

Нельзя забывать, что прогнозы буржуазных ученых нередко исходят из принципа выбирать темы наших предсказаний из наших убеждений - именно так сформулированы задачи Комиссии 2000 г. Американский социолог Артур Уоскоу назвал эту комиссию форумом высоких жрецов, которые действительные свои прбгйозы держат в тайне от народа, а публикуют лишь то, что им политически выгодно. Искусственная (и, как правило, искусная) оптимизация прогнозов развития капиталистической экономики становится политическим оружием буржуазной идеологии против социалистических стран, против марксистско-ленинского анализа противоречий капиталистического общества. Неспроста футурологический институт в ФРГ, созданный на средства фонда К. Аденауэра, выдвинул программное  

Идея о превращении развитого индустриального общества в тоталитарное общество и акцент на тотальном отрицании как способе его разрушения связаны у леворадикальных идеологов прежде всего с тезисом об исчезновении в этом обществе революционного агента исторического процесса, о дереволюционизации рабочего класса. В капиталистическом мире, - пишет автор Одномерного человека, они (буржуазия и пролетариат. - Э. Б.) до сих пор являются основными классами. Однако развитие капитализма привело к таким структурным и функциональным изменениям этих двух классов, что они, по-видимому, больше не являются носителями исторических преобразований. Скрытая заинтересованность в сохранении и совершенствовании существующих институтов примиряет эти ранее антагонистические классы во все увеличивающемся масштабе... Ввиду отсутствия носителей социальных перемен критика находит себе место лишь на очень высоком уровне абстракции (99).  

И правы были те, кто не верил. Ибо настоящий повод к этой поездке был далеко не столь филантро-пичен. На самом-то деле вместо того, чтобы отправиться на Урал и бороться там с тифом, Хаммер прибыл в Москву, дабы вновь наладить весьма плодотворную торговлю, которую вел его отец, и предстать перед новыми хозяевами Кремля как преемник отца. И сразу же наладился контакт между будущим миллиардером и ас кетами-идеологами, поклявшимися свести в могилу всю капиталистическую систему. С редкой психологической проницательностью Хаммер разглядел в Ленине человека чувствительного, наделенного всеми качествами, свойственными гуманисту, а в Дзержинском, возглавлявшем кровавую ЧК,-человека самых высоких моральных устоев. Отец октябрьской революции, тронутый бескорыстием и идеализмом юного Хаммера, не только согласился на то, чтобы тот взял на себя снабжение советской России товарами и контрабанду бриллиантами, но предложил ему вдобавок концессию на асбестовые рудники Алача-евска и почти исключительные права на торговые сношения между страной Советов и Соединенными Штатами.  

Мировая капиталистическая система поддерживается идеологией, которая коренится в теории совершенной конкуренции . Согласно этой теории, рынки стремятся к равновесию, а равновесное положение означает наиболее эффективное распределение ресурсов . Любые ограничения свободы конкуренции снижают эффективность рыночного механизма, поэтому им следует противиться. Выше я охарактеризовал такой подход как идеологию свободного рынка (laissezfaire), но рыночный фундаментализм - более удачный термин. Дело в том, что фундаментализм предполагает своего рода веру, которую легко довести до крайностей. Это - вера в совершенство, вера в абсолют, вера в то, что любая проблема должна иметь решение. Фундаментализм предполагает наличие авторитета, обладающего совершенным знанием, даже если это знание недоступно обыкновенным смертным. Таким авторитетом является Бог, а в наше время его приемлемым заменителем стала Наука. Марксизм претендовал на наличие научной основы точно так же поступает рыночный фундаментализм . Научная основа обеих идеологий сложилась в XIX веке, когда наука все еще сулила обладание окончательной истиной. С тех пор мы многое осоз-  

Переходя от идеологии к реальности, посмотрим, как на деле складываются международные отношения . Отличительная особенность нынешнего положения дел состоит в том, что его нельзя назвать порядком. Мировая политическая система, которая соответствовала бы мировой капиталистической системе, отсутствует более того, нет также единогласия в вопросе о том, возможна ли мировая политическая система и насколько она желательна. Это сравнительно новое положение дел. До краха советской империи можно было говорить о некоем порядке в международных делах. Этот порядок именовался холодной войной и отличался замечательной стабильностью две сверхдержавы, представляющие различные формы организации общества, были вовлечены в непримиримый конфликт. Каждая хотела уничтожить другую, и обе готовились к этому средствами гонки вооружений. В результате каждая из них стала настолько сильной, что в случае нападения могла опустошить другую сторону. Это предотвращало возникновение настоящей войны, хотя и не исключало столкновений на стыках систем и блефование в игре.  

Опыт истории доказывает справедливость этих утверждений, особенно в отношении глобальных перемен падецие Римской империи было предопределено деморализацией правящей элиты и распространением идей христианства идеи М. Лютера и Ж. Кальвина стали идеологической основой капиталистического предпринимательства идеи К. Маркса и других идеологов социал-демократии стали фундаментом современных взаимоотношений работодателей и наемного персонала именно эти идеи, подкрепленные для наглядности революциями и забастовками, убедили предпринимателей и правительства в необходимости 40-часовой рабочей недели , оплачиваемых отпусков, социального страхования и других благ современной цивилизации.  

Исаенко А.Н. Роль экспертизы в капиталистической рационализации управления // США- экономика, политика, идеология. - 1981. - № 11.  

Вместе с тем предпринимателям выгодно эксплуатировать всякие формы взаимной поддержки, совместной деятельности наемных работников . Даже суррогаты коллективности, иллюзорная коллективность ставятся на службу капиталу. Особенно большое внимание эксплуатации мнимой коллективности придается в развитых капиталистических странах в современных условиях. В США, Японии и некоторых других империалистических государствах довольно широкое распространение получили идеи патернализма, теория и политика человеческих отношений на производстве, которые идеологи капитализма пытаются объявить подлинно коллективистскими. В Японии, например, довольно широко практикуется пожизненный наем, применяется изощренная система круговой ответственности за результаты производства, перенесенная из докапиталистических эпох и обеспечивающая строжайший надзор за поведением каждого со стороны каждого. Система круговой поруки и всеобщего жесткого контроля за поведением и поступками наемных работников , приносящая дивиденды предпринимателям, конечно, не имеет ничего общего с коллективностью. По мнению буржуазных экономистов, применение различных форм коллективности (по примеру Японии) может сыграть роль фактора, ускоряющего развитие капиталистической экономики . Известный на Западе специалист в области японского менеджмента, профессор Высшей школы управления при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) Уильям Оучи настойчиво рекомендует широко внедрять новую философию, т. е. концептуальную основу управления, которая сводится к применению организационных структур , обеспечивающих коллективное управление на заводах и в торговых организациях. При этом он не скрывает, что коллективные усилия необходимы для увеличения прибыли , которая служит единст-  

Через несколько лет Зомбарт приветствовал книгой Немецкий социализм (1934) приход к власти германских национал-социалистов. Мощь и красота раннего капитализма теперь почудились стареющему профессору в облике экспансионистской государственной машины третьего рейха. Тяготение Зомбарта к великогерманскому шовинизму, проявившееся в годы первой мировой войны в скандальной книге Герои и торговцы (1915) (развертывание антитезы завоевательной и мещанской сторон капиталистического духа в противопоставление героической германской культуры (с приоритетами военной доблести и национальной общности) и торгашеского духа англичан с приоритетами индивидуального благополучия и комфорта), приняло в 30-е годы вовсе одиозные формы мифологии крови и почвы, русофобии, антисемитизма. Скомпрометировав себя как ученого, Зомбарт стремился стать одним из идеологов нацизма, однако тщетно автора книги Евреи и хозяйственная жизнь не признали за истинного арийца.  

Нелепые, не имеющие ничего общего с наукой взгляды Мальтуса были поставлены фашистской идеологией на службу германскому империализму с его бредовой идеей порабощения и истребления целых народов. Огромное количество книг и статей, вышедших в капиталистических странах после второй мировой войны, также посвящено обоснованию необходимости новой войны, массового уничтожения населения при помощи атомного и бактериологического оружия. К их числу относятся книги американских неомальтузианцев Пирсона, Фогта, Пенделла. В. Фогт в своей книге Путь к спасению утверждает, что, поскольку современное земледелие может прокормить якобы только половину имеющегося на земном шаре населения, большинство людей обречено на голод и вымирание. Он умалчивает о том, что колоссальные массы продовольствия в капиталистических странах периодически уничтожались из-за отсутствия платежеспособного спроса . Для уничтожения избыточного населения Фогт советует специально организовать голод в Индии и Китае, сократить население Европы до 1/3, Японии - до 1/8. В 1960 г. в другой своей работе Фогт писал Бурный рост населения более опасен и представляет более непосредственную угрозу, чем водородная бомба. Пирсон предлагает сократить население земного шара до 900 млн. человек. Пенделл цинично требует ввести закон, запрещающий браки для тех, кто не представит доказательства о доходах, достаточных для содержания семьи.  

Преимущества социалистической системы над капиталистической во всех областях человеческой деятельности, и прежде всего в экономике, стали теперь настолько очевидны, что идеологи буржуазии уже не в состоянии их отрицать. Поэтому буржуазные экономисты усиленно распространяют в настоящее время так называемую теорию конвергенции , согласно которой происходит якобы социально-экономическое сближение капиталистической и социалистической экономики. Аналогичные взгляды проповедуют и ревизионистские теоретики типа Р. Гароди, О. Шика, Э. Фишера. Они утверждают, что как в капиталистических, так и в социалистических странах происходят процессы, в результате которых возникает якобы какая-то новая общественная система, отрицающая как ныне существующую капиталистическую систему, так и социалистическую.  

А.Смит выступал идеологом промышленной буржуазии XVIII в., когда она играла прогрессивную роль. Благодаря исследованиям А.Смита политическая экономия преобразовалась не просто в систему экономических знаний, а в сравнительно разработанную науку об экономике - экономическую науку . А.Смит подверг критике теорию и практику меркантилизма (утверждавшего, что источник богатства нации лежит зо внешней торговле), феодальные институты и пережитки, тормозящие развитие капиталистического товарного производства.  

Задача настоящей главы заключается в том, чтобы охарактеризовать капиталистическую идеологию и объяснить, как функционирует чистый капитализм, или капитализм laissez faire. Строго говоря, в чистом виде капитализм никогда не существовал и, вероятно, никогда не будет существовать. Почему же в таком случае мы берем на себя труд анализировать, как действует такая экономика? А потому, что такой анализ дает нам самое грубое первое приближение к пониманию того, как функционирует экономика Соединенных Штатов. А приближения или модели, если их правильно использовать, могут быть очень полезны. Иными словами, чистый капитализм представляет собой упрощенную модель, которую мы затем модифицируем и уточним в последующих главах, чтобы она больше соответствовала реальности американского капитализма.

Объясняя процесс функционирования чистого капитализма, мы рассмотрим следующие вопросы: 1) институциональные рамки и основные концепции, которые образуют капиталистическую идеологию; 2) некоторые институты и способы функционирования, свойственные всем современным экономическим системам; 3) капитализм и кругооборот дохода; 4) как формируются цены на продукты и ресурсы; 5) рыночная система и распределение экономических ресурсов. Первые три темы составляют содержание настоящей главы; последние две станут предметом рассмотрения в главах 4 и 5.

Капиталистическая идеология

К сожалению, не существует четкого и общепризнанного определения капитализма. Мы поэтому вынуждены довольно подробно рассмотреть основные догмы чистого капитализма, чтобы получить полное представление о том, что именно он означает. Кратко говоря, капиталистический строй охватывает следующие институты и принципы: 1) частную собственность, 2) свободу предпринимательства и выбора, 3) личный интерес как главный мотив поведения, 4) конкуренцию, 5) опору на систему цен, или рыночную систему, и 6) ограниченную роль правительства

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В условиях капиталистической системы материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов, а не правительства. Частная собственность, наряду со свободой заключать обязывающие партнеров юридические контракты, позволяет частным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовать материальные ресурсы. Институт частной собственности поддерживается на протяжении веков правом завещания, то есть правом владельца собственности назначать преемника этой собственности после своей смерти.

Нечего и говорить, что существуют широкие юридические ограничения этого права частной собственности. Например, использование каких-либо ресурсов для производства наркотиков запрещено законом. Существует также и государственная собственность. Даже при чистом капитализме признается тот факт, что для обеспечения эффективного использования ресурсов важную роль может сыграть государственная собственность на некоторые "естественные монополии".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: