Creativenn - Портал рукоделия

Работа над собой – длительный, но необходимый процесс. Саморазвитие и самосовершенствование – неотъемлемая часть жизни. Самостоятельное развитие и совершенствование себя, формирование или приобретение новых навыков и умений необходимо для гармоничного созревания личности, иначе наступает деградация.

Важно! Сегодня следить за собой и иметь привлекательную внешность в любом возрасте очень просто. Как? Внимательно читайте историю Марины Козловой Читать →

Многие не знают, что такое самосовершенствование и саморазвитие, и с чего начать путь к личностному росту.

Что такое самосовершенствование и почему оно необходимо?

Саморазвитие – это получение новых, обогащающих знаний и развитие определенных навыков и умений. В процессе человек меняет имеющиеся способности в лучшую сторону. Каждому индивиду свойственна потребность в саморазвитии. В знаменитой пирамиде Маслоу на верхней ступеньке как раз и находится эта потребность, она является наивысшей.

Саморазвитие и самосовершенствование – практически слова-синонимы. Они имеют одинаковое значение.

Развитие себя необходимо. Это движущая сила на пути познания собственной личности, которая обеспечивает эволюционный рост. Подводя итоги, можно дать такое определение: саморазвитие – это потребность индивидуума, направленная на получение новых знаний и развитие желаемых качеств.

Самосовершенствование делится на следующие виды:

  • эмоциональное;
  • духовное;
  • физическое;
  • интеллектуальное.

Идеальные потребности – вот что отличает человека от остального живого мира. Нормальному здоровому индивиду вместе с культурными, духовными и эстетическими потребностями необходимо саморазвитие. Даже люди с крайне низким уровнем желаний и интеллекта имеют идеальные потребности.

Осознанные занятия саморазвитием являются высокоэффективными, они приносят великолепные результаты. Самосовершенствование – это истинный смысл жизни. Пока личность стремится к развитию и ставит цели, она живет полноценно. Отсутствие ориентиров и бездействие приводит к деградации.

Окружающий мир стремительно меняется и нужно быть готовым к этому. Без совершенствования себя человек не может быть по-настоящему счастлив. Самооценка зависит от внутреннего ощущения, не развиваясь, личность чувствует себя ущербной. Добиваться целей и покорять новые вершины жизненно необходимо. Человеку необходимо чувствовать созидательную энергию, а она напрямую связана с оценкой собственных способностей. Кропотливая работа над собой – залог успеха в любом деле. Настойчивость, сила воли и целеустремленность – необходимые качества для успешного саморазвития. Эти навыки необходимо развивать.

Непрерывное самосовершенствование должно сопровождать человека весь его жизненный путь.

Этапы саморазвития:

  • осознание того, что изменения необходимы;
  • мысленное формирование образа желаемого будущего;
  • поиск способов, как достичь поставленной цели;
  • выбор способа;
  • ежедневные действия, направленные на приобретение новых навыков.

С формированием новых качеств человек начинает расти все дальше. Каждый раз он ставит перед собой цели и идет по пути их достижения.

Самодостаточный человек это

С чего начать и как действовать дальше?

Осознанное стремление к саморазвитию и улучшению личностных качеств начинается тогда, когда человек четко понимает: чтобы изменить свою жизнь, нужно начать с себя. Новые привычки, развитие личности, духа, обновленный стиль общения - все это способно полностью поменять мир вокруг.

Первый шаг на пути к самосовершенствованию начинается с самостоятельного решения изменить жизнь. Это интересный и добровольный процесс. Работа, которую никто не оплатит, а дивиденды будут получены через неопределенный промежуток времени. Поэтому чтобы дойти до конца, человек должен иметь мощную мотивацию.

На начальном этапе саморазвития будут кардинальным образом меняться привычки личности. Придется ежедневно внедрять новые практики в свою жизнь, много читать и прикладывать колоссальные усилия. Это довольно непросто, но со временем человек привыкает.

Начало самосовершенствования – самый сложный период, когда будут меняться привычки человека, уходить старые и приходить новые, когда придется много читать, думать, пробовать разные пути и практики. Для формирования новой привычки требуется всего 21 день. Стоит ежедневно повторять одну и ту же практику, и через 21 день она прочно войдет в обыденную жизнь.

Первые результаты будут заметны не сразу, поэтому не стоит сдаваться и бросать начатое при появлении дискомфорта. Рекомендуется почитать литературу, касающуюся саморазвития и самосовершенствования, чтобы быть более подготовленным к процессу. Необходимо составить план своего развития и, ориентируясь на него, двигаться к поставленной цели.

Успех во многом зависит от постановки четких целей и составления графика по их достижению.

Лучше всего разработать план в мельчайших подробностях и день за днем привносить в свою жизнь изменения. Колоссальные трансформации станут заметны не ранее чем через полгода-год. Это случится не так быстро: не завтра, и даже не в следующем месяце. У личностей, обладающих слабой мотивацией, желание вкладывать силы в работу над собой пропадает очень быстро. Необходимо собрать всю волю в кулак, чтобы двигаться дальше в выбранном направлении. Наилучшим вариантом будет сразу принять факт, что самосовершенствование требует постоянной работы, тогда легче будет продолжать.

Несколько советов, как сделать саморазвитие эффективным:

  1. 1. Необходимо собрать группу поддержки. Работа над собой – настоящее испытание. Рядом всегда должен быть человек, который проконтролирует действия и поможет не сойти с пути.
  2. 2. Рекомендуется запастись самоклеющимися стикерами, которые будут напоминать о цели. Их можно расклеить по всей квартире.
  3. 3. Нелишним будет завести красивый блокнот, в котором нужно расписать все цели и задачи. Лучше всего составлять план не только на долгосрочную перспективу. Расписание целей на ближайшие дни поможет лучше отслеживать прогресс.
  4. 4. Необходимо придумать систему поощрений. Каждую неделю нужно радовать себя за выполнение задач, если все запланированное было сделано. Это будет стимулом для дальнейшего движения вперед.

Какие бы желания человек ни имел: стремление к духовному развитию или совершенствование физической формы, необходимо ставить четкие цели. Важно твердо знать, какого результата хочется достичь. Максимальная детализация мечты поможет воплотить ее в реальность.

Темп и программа саморазвития у каждого будет своя. Главное – не скорость, а постоянство. Залог успеха кроется в ежедневной практике.

Любой человек, имеющий стремление к саморазвитию, может достичь цели. Для этого необходима огромная мотивация, постановка целей и регулярные действия. В таком случае впечатляющие результаты не заставят себя долго ждать. Навести порядок в жизни и в голове, подняться на новый уровень, побороть лень и научиться достигать целей вполне реально.

Как разобраться в себе

Саморазвитие для девушек и женщин

Каждая девушка или женщина рано или поздно задумывается о своей самореализации в жизни. В такие периоды она задается вопросами: что отличает ее от других, каких высот она достигла в жизни, кем она является. Если ответы не находятся вовремя, саморазвитие представительницы прекрасного пола остается нереализованной потребностью. Впоследствии это отрицательным образом сказывается на ее самоощущении и взаимоотношениях с окружающими.

Для девушки и женщины самореализация обычно заключается в достижениях в учебе, успешной карьере, отличных внутрисемейных отношениях, обустройстве быта, занятии любимым делом, материнстве. Представительнице прекрасного пола важно чувствовать себя необходимой и востребованной обществом.

Женщина реализует свой потенциал, исполняя свои жизненные установки, которые были заложены в нее родителями, обществом и учителями.

Сферы саморазвития представительниц прекрасного пола:

  1. 1. Семья: взаимоотношения в паре и дети. Природой устроено так, что в девушке смолоду заложена потребность в создании семьи и продолжении рода. Немаловажную роль в этом процессе играет гормональный фон и эмоциональность.
  2. 2. Построение карьеры. В современном мире все чаще происходит так, что женщина отодвигает семью на второй план и занимается карьерой. Для кого-то именно это и является наиболее важной самореализацией. Материальная независимость играет важную роль.
  3. 3. Приложение усилий в учебе. Потребность быть любимым ребенком присуща многим девушкам. Представительницы прекрасного пола хотят, чтобы родители ими гордились и поэтому прикладывают колоссальные усилия, чтобы показать свои уникальные способности и таланты.
  4. 4. Творческая самореализация. Многим просто необходимо выражать собственное «Я» через творчество. Таким образом девушки и женщины обретают внутреннюю гармонию, удовлетворяя свои потребности в приятном времяпрепровождении.

После достижения 40 лет чаще всего женщина начинает переживать кризис среднего возраста. В такой период тоска по несбывшимся мечтам и бесцельно прожитым годам обостряется. Однако у многих представительниц прекрасного пола после 40 жизнь только начинается, и они изводят себя негативными мыслями совершенно напрасно.

Зрелая женщина имеет больше шансов на развитие новых навыков и умений. Обычно в таком возрасте их дети уже взрослые. Тогда появляется свободное время на себя, свои увлечения и хобби. Это идеальный период для пути к самосовершенствованию.

Первым делом следует расставить приоритеты и определить ориентир. Начало – самый сложный этап, чтобы преодолеть трудности, нужно проявить всю силу воли.

Не бывает готовых шаблонов по саморазвитию. Каждая женщина должна составить свой индивидуальный план и ежедневно вносить изменения в жизнь. Лучше всего начинать с небольших шагов. Самое важное условие – действовать ежедневно. Например, можно начать с утренней пробежки или заняться вечерней медитацией.

7 советов для женской самореализации:

  1. 1. Нужно составить список главных целей.
  2. 2. Далее рекомендуется разработать пошаговый план действий. Ориентируясь по нему, можно избежать многих проблем и преодолеть трудности.
  3. 3. Приступить к активным действиям. Первый шаг самый сложный, потом дело пойдет значительно легче и быстрее.
  4. 4. Рекомендуется заручиться поддержкой близких и родных. Человек, которому можно довериться, просто необходим. Ощущая помощь от другого, можно горы свернуть.
  5. 5. Завести новых друзей. Это положительно скажется на настроении и самоощущении.
  6. 6. . Невозможно достичь высот в любых сферах жизни, не испытывая любви к самой себе.
  7. 7. Не опускать руки и не бросать начатое при встрече с первыми трудностями. Важно понять: они неизбежны. Со временем все обязательно получится.

Как встречать мужа с работы

Саморазвитие для мужчин

Саморазвитие – не только женская прерогатива. Каждый мужчина должен самосовершенствоваться и развиваться. Не имея целей и бездействуя, мужчина деградирует, как и любой человек. Природой заложена потребность в получении новых знаний, развитии навыков, работе над собой, своими чувствами и желаниями. В этих областях самосовершенствуются мужчины.

Физиология:

  • занятия спортом;
  • наращивание мышечной массы;
  • правильное питание;
  • регулярное принятие душа;
  • отказ от вредных привычек.

Психология:

  • налаживание контактов с близкими;
  • построение гармоничных взаимоотношений в паре;
  • развитие в интеллектуальном плане;
  • реализация в любимом деле;
  • поиск своего истинного предназначения.

С чего можно начать саморазвитие мужчине:

  1. 1. Мужчине необходимо наладить контакт с окружающими людьми. В первую очередь, нужно постепенно выстраивать новые внутрисемейные отношения. Начать снова делать комплименты жене или девушке, дарить цветы без повода.
  2. 2. Рекомендуется ставить новые цели в плане работы. Планировать продвижение вперед по карьерной лестнице или пробовать себя в роли бизнесмена.
  3. 3. Заняться своим телом: перейти на правильное питание, записаться в спортзал, сменить имидж, избавиться от вредных привычек.
  4. 4. Найти хобби по душе.

Стоит только начать двигаться в правильном направлении, и жизнь поменяется кардинальным образом. Самое главное условие самосовершенствования – ставить перед собой все новые цели и день за днем смело покорять вершины.

Самосовершенствование для пенсионеров

Пенсионный возраст – не время сидеть в четырех стенах, круглосуточно смотреть телевизор, погружаться в уныние и копить болячки. После выхода на пенсию можно смело заняться саморазвитием. Это именно тот период, когда можно уделить время тому, на что раньше его не хватало.

В чем могут совершенствоваться пенсионеры:

  1. 1. Бабушки и дедушки имеют возможность посвятить большинство минут своей свободной жизни воспитанию внуков. Учеными доказано, что те, кто самозабвенно посвящают жизнь внукам, живут дольше и чувствуют себя гораздо счастливее. Водить потомков на спортивные секции, танцы, в цирк, кино, детский сад – это приятные хлопоты, которые помогут восстановить душевное равновесие.
  2. 2. Дачный участок – тоже отличный способ избавиться от хандры и пережить кризис среднего возраста. Сад, огород, ремонт – все это поможет отвлечься от грустных мыслей. Постоянное движение, свежий воздух и общение с природой помогут поддерживать отличное самочувствие. А свежие овощи и фрукты благотворно скажутся на состоянии здоровья.
  3. 3. Посвятить себя помощи обездоленным детям и немощным старикам. Безвозмездная работа на пользу окружающих вдохнет новую жизнь, подарит силы и избавит от мыслей о собственных проблемах и болячках.
  4. 4. Написать мемуары или историю своей жизни. Привести в порядок все старые фотографии.
  5. 5. Учиться никогда не поздно. Пенсионный возраст – отличная пора для получения новых знаний. Можно освоить компьютер, научиться пользоваться интернетом, заняться изучением иностранных языков, записаться на йогу, курсы массажа или вождения автомобиля. Приключения только начинаются.
  6. 6. Освоить новую профессию, которая будет приносить истинное удовольствие.
  7. 7. Заняться спортом: записаться в бассейн, бегать по утрам, делать зарядку, ежедневно совершать пешие прогулки. Специалисты рекомендуют делать 10 000 шагов в день. Для этого можно приобрести шагомер и следить за своей энергичностью. Физическая активность благотворно влияет на организм и настроение.
  8. 8. Общаться с людьми. Завести новых друзей. В пенсионном возрасте обычно круг близких значительно сужается, а регулярные встречи с друзьями способны подхлестнуть интерес к жизни.
  9. 9. Посвятить время любимому делу. Это может быть вязание, вышивка, оригами, макраме, рисование или что-то другое. Главное – занятие должно приносить радость.

Саморазвитие и самосовершенствование – это длительный процесс. Работать над собой необходимо на протяжении всего жизненного пути. Постановка целей и ежедневные шаги на пути к ним – вот залог успеха.

И немного о секретах...

Я завороженно смотрела на своего мужа, а он не сводил восхищенных глаз со своей любовницы. Он вел себя, как влюбленный придурок...

Берём за исходное положение природное, «сонное» дыхание человека. Дыхание человека засыпающего, отдыхающего. Проверим по элементам поведение нашего организма. Проверяйте, читая эти строки, все на себе практически. Устройтесь поудобнее в кресле, на стуле у стола или лучше всего лежа в удобной позе утром, перед тем как вставать. Когда носоглотка здорова, нос в порядке, горло не болит, весь наш организм ритмично и спокойно вдыхает и выдыхает. Вдох-выдох. Вдох - через нос и выдох - через нос (пока!).

Что короче - вдох или выдох? Проверьте. Всегда вдох короче выдоха. Воздух при сравнительно коротком вдохе (на счет раз-два), проходя через носовые отверстия, поступает в самую глубокую часть наших легких увлажненным и очищенным, благодаря устройству наших носовых каналов, стенки которых покрыты мерцательной эпителией. Воздух, взятый через нос, принимает температуру нашего тела и отепленным попадает в легкие, что необходимо учесть. Вдыхать надо всегда и только через нос. Сама природа позаботилась об устройстве нашего вдыхательного механизма. Тренировка по воспитанию правильного вдоха через нос имеет большое значение для звукоподачи. Вдох через нос активизирует, тонизирует и нёбную дугу и диафрагму, в чем легко убедиться на практике. Профессионально воспитанный навык постоянно вдыхать через нос не помешает никогда вдохнуть и через рот, если понадобится. Но зато для звукообразования умение легко и свободно взять необходимое количество воздуха через нос чрезвычайно полезно. Практика преподавания и личный длительный сценический опыт убедили меня в том, что только вдох через нос соответствует тем требованиям, которые обычно сопутствуют определению «мастерства звукоподачи» – бесшумный вдох, незаметный выдох и т.д. «Главная задача состоит в том, чтобы приучиться дышать носом»,– говорила Полина Виардо. В то же время, по словам К.С. Станиславского, П. Виардо утверждала, что петь надо кончиками губ.

При вдохе через рот воздух попадает главным образом в верхушки легких и быстро улетучивается. Глоток этот неглубок, сопровождается невольным приподниманием плеч, что очень заметно и с чем трудно бороться в практике занятий.

Итак – вдох через нос, как бы через распахнутые ноздри на счет раз–два. Выдох по времени длиннее, чем вдох. Послушаем, проверим чередование вдоха и выдоха. Нетрудно обнаружить следующее: при вдохе через нос приподнимается верхняя часть живота; при выдохе (пока тоже через нос) опускается, спадает стенка живота. Затем наступает некая пауза – мы можем считать: раз, два, три, четыре, пять, и только после этого снова наши ноздри возьмут воздух, приподнимется вместе с этим вдыхательным движением стенка живота на месте грудобрюшной преграды и снова при выдохе спадет стенка живота, и наступит та же ритмичная пауза, когда нам кажется, что весь наш организм не работает, отдыхает. На самом деле физиологически наш организм весь мобилизован на новое вдыхание кислорода, но мы этой активной работы не ощущаем, поглощенные внимательным наблюдением за работой наших вдыхателей и выдыхателей. А теперь проверим попутно, нет ли в нашем организме где-нибудь мускульного напряжения, мышечного зажима? Обязательно и внимательно проверим. Еще и еще раз проверим: лоб?, затылок?, лицо?, веки?, шея?, плечи?, кисти рук? Все свое тело проверим. Не стиснуты ли зубы? Язык не зажат ли зубами? Первым условием, необходимым для правильной начальной работы над дыханием так же, как впоследствии над звуком, дикцией и т.д., является полное мышечное раскрепощение, свойственное отдыхающему, спящему человеку, не контролирующему себя. Вся работа над дыханием начинается с изучения призы нашего поведения при вдохе и выдохе. И эту природу, это естественное поведение мы должны узнать во всех проявлениях. Научимся подглядывать за собой, изучая весь дыхательный процесс, происходящий в нас. В данной работе имеется в виду самоизучение, работа над самим собой, что особенно сложно и трудно.

До сих пор мы говорили о пассивном – отдыхающем человеческом организме. Вспомнили последовательное чередование вдоха и выдоха, проверили и убедились, что при вдохе верхняя стенка живота приподнимается, при выдохе – спадает и т.д.

Но нас интересует активно действующий человек актер, который в условиях сцены всегда хочет действовать. Мы имеем в виду говорящего или поющего актера. В таком случае вряд ли мы сможем себе представить равномерно чередующийся вдох, выдох и паузу перед новым вдохом.

Говорим мы и поем фактически на выдохе, а не на вдохе. Если короткого вдоха вам достаточно для обмена кислородом в нашем организме, если порция кислорода достаточна, чтобы питать нашу кровь, расширить объем наших легких, то природного, естественного выдоха нам мало при самой незначительной действенной мысли, выраженной словом, не говоря даже о певческой протяженной линии звука. Нам необходимо постепенно развить в себе способность, переходящую в навык, более длительного выдыхания. За счет чего? За счет ненужной в данном понимании «остановки» – паузы перед новым вдохом. Мы сознательно нарушаем порядок в системе дыхательных движений, который станет в результате иным, а именно: он будет состоять из короткого вдоха, приблизительно на счет раз–два (приблизительно потому, что нельзя не учитывать обилия индивидуальных особенностей занимающихся, что чрезвычайно ответственно и о чем все время необходимо помнить). Абсолютной точности в указании длительности не должно быть!

Итак: вдох – раз – два, выдох – три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Будем постепенно развивать в себе способность удлинять свой выдох с таким ощущением, как будто мы хотим удержать вдыхательное положение (как «если бы» мы, выдыхая, продолжали вдыхать). Это важнейшее условие имеет у некоторых педагогов термин «память.вдоха,», так что, начав выдыхание, мы ничего не меняем в позе всего аппарата, ничего не меняем в ощущении. Губы «выдувают» воздух, а диафрагма сохраняет положение, какое она имеет при вдохе (следует все время помнить о мышечной свободе).

Здесь мы обязаны сказать, что речь идет о выработке певческого дыхания. В богатом литературном материале по вокалу, при всей разноречивости в ряде вопросов вопрос о сохранении вдыхательного положения имеет прочное и основательное утверждение. И если вспомнить, что в начале данной главы мы говорили о значении дыхания в звукопроизводстве, то мы лишний раз убедимся в том, насколько К.С. Станиславский ясно понимал природу такого сложного явления, как, например, «опора», основой для которой служит именно стремление сохранить вдыхательное положение при выдохе. Об «опоре» будет говориться в свое время отдельно, а сейчас необходимо ответить на вопрос: зачем драматическому актеру вырабатывать такое же дыхание, какое необходимо певцу с его «удлиненной речью»?

Вспомним еще и еще о «непрерывной линии звучания в разговоре, о звучании тянущихся нот», которое следует развивать на основе «хорошо развитого дыхания».

Невозможно овладеть непрерывной линией в разговоре, не владея певческим дыханием. Приведу следующий пример.

Представим себе тончайшую, очень гибкую проволочку, не толще самого тонкого женского волоса. В какие бы узоры мы ее не сгибали, не скручивали, не завязывали - это все будет та же тоненькая проволочка. Она не ломается, но гнется по нашему желанию в любые рисунки узоры, завязывается узелками и снова выпрямляется. Представим себе, что эта тончайшая блестящая проволочка – наш голос, а следовательно, и дыхание; узоры вверх вниз, узелки – логические ударения, паузы, психологические паузы, речевые такты и т.д. Тон нашего голоса во так же должен гнуться, слушаться нас, пронизывать все слова и фразы, «как нить бусы» и рваться только там, где закончилась мысль. А так как мысль в русском язык обычно выражается фразой, т.е. цепью слов, то как же мы должны владеть мелодией этой мысли, т.е. голосом (а, следовательно, и дыханием), чтобы, по выражению В.И. Немировича-Данченко, отлить в слово все то, что мы называем переживанием.

Короткий, рваный ритм речи, свойственный, например, взволнованному человеку, требует как раз великолепной техники дыхания. В условиях сцены при отсутствии хорошо выработанного дыхания, кроме шумного выдоха и слышимого придыхания, ничего не будет слышно. При овладении профессиональным дыханием голос наш будет все той же тянущейся струей (проволочкой), только расчлененной на необходимые нам ритмические такты, остановки и т.п., подсказанные нашим действием и переживанием, но не дилетантский, непроизвольно рвущийся голос, от которого мы зависим. Нам нужен голос, которым мы владеем – заведуем.

Сила выдыхания: всегда должна быть мощнее звука. В этом случае звук как бы напоен дыханием, купается в нём и легко летит, всегда слышен, получая как бы опору, поддержку в дыхании... «Если бы в моем распоряжении был этот тянущийся по скрипичному звук, я мог бы. обрабатывать его, т.е. делать звук гуще, глубже, прозрачнее, тоньше, выше, ниже, легато, стакатто, пиано, форте, глиссандо, портементо и проч.» .

Сознательное управление своим вдохом и выдохом тонизирует жизнедеятельность, активность всего нашего психофизического аппарата, и в этом также преимущество профессионального певческого дыхания.

Вернемся к тренировочным занятиям по дыханию.

Мы остановились на тех порядковых изменениях, которые внесены нами в наше природное, «сонное» дыхание. Напомним:

вдох через нос – раз, два,

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Повторим:

вдох через нос – раз, два (через рот при тренировочной работе воздух не брать),

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь (мера времени – 8 секунд – неточна; она может быть и 6, и 10, и 15, в зависимости от свойств и физических данных занимающегося).

В данном случае важно не перегружать легкие дыханием, беря «понюшку» воздуха – не больше, и не увлекаться сразу же длинным выдыханием. Все в меру. Все естественно. Постепенно развивать свою способность к длинному выдыханию при сохранении вдыхательного положения – такова цель тренировочной работы на этом этапе. Правильно прочувствованное понятие о сохранении вдыхательного положения, типичное для вокальной терминологии, соответствует распространенному термину «задержки дыхания».

Только термин «задержка дыхания» не отвечает существу происходящей в нашем организме работы. Борьба мышц вдыхателей и выдыхателей находится в непрерывном движении при звукопроизводстве и не соответствует статичному термину «задержка дыхания». Давая приказ о «задержке дыхания», наблюдаем у занимающегося некоторую напряженность, некоторое закрепощение – дыхание помологически как бы останавливается. Необходимо (воспитать в себе ощущение непрерывно циркулирующей струи воздуха, что на первых порах уже кажется похожим на понятие «опоры», имеющей, как мы увидим дальше, громадное значение для всего психофизического поведения нашего организма при тренировочной работе над голосом. Важно выработать эластичность диафрагмальной мышцы, которая сама по себе является пассивной, безвольной, не самостоятельной мышцей. Ощущаем мы диафрагму лишь потому, что на нее давят близлежащие брюшные мышцы при вдохе, и, опускаясь под их давлением, она приподнимает стенку живота. Если мы, вдыхая и выдыхая через нос (или рот), будем пытаться «как бы» продолжить вдыхание, мы будем тренировать более экономный, более замедленный выдох; мышцы вдыхатели и мышцы выдыхатели вступят в борьбу. Это и будет действенным процессом выдыхания. Проверим. Попробуем для начальной гимнастики быстрое, легкое чередование вдоха, выдоха через нос! без контроля! быстро! – раз – два! Вдох–раз, выдох–два. А три, четыре, пять, шесть, семь, восемь – пауза, «ничегонеделание».

Повторим несколько раз. Не вдыхайте снова, пока не захочется. Не надо устраивать искусственной одышки. Это вредно и ненужно. Мы тренируем диафрагму – не больше. Вдох активный и выдох такой же активный. Взяли дыхание через нос, вдохнули (активно) и сбросили его так же активно, как бы «сплюнули». Без малейшей паузы перед вдохом и выдохом.

Рука на грудобрюшной преграде. Приподнялась и опустилась... Пока мы тренировали дыхание через нос. И вдох и выдох. Словно разучивали, проверяли практически ощущение, связанное с процессом вдоха и выдоха, привыкли к позе нашего тела, проверяли отсутствие зажимов.

Но наша речь, наше пение – звуковые волны нашего «озвученного дыхания» – устремляются наружу не только через нос, а главным образом через рот. Следует приняться за второе тренировочное положение: вдох – через нос, выдох – через рот.

Сначала оговорим несколько условий. Так же, как мышечная свобода создает правильное условие для работы над дыханием, так же и правильная поза голосообразующего аппарата создает необходимые условия для правильного направления воздушной струи в головные резонаторы.

Какова же правильная поза нашего аппарата?

Не забывая о мышечной свободе, следует приняться за следующее тренировочное упражнение:

1) нижняя челюсть должна свободно опускаться и подниматься. Тренировать медленным опусканием и подниманием. Нижняя челюсть играет большую роль в правильном рождении и направлении звука. Займитесь ею. Но все в меру, без насилия. Не раскрывать насильно, а медленно и свободно опускать и поднимать челюсть, чтобы не было напряжения. Проверьте углубленьице под подбородком, чтобы там не было напряжения. Расстояние между коренными зубами – в два пальца, не больше;

2) язык играет не менее важную роль в образовании всей фонетической гаммы буквообразования. Язык имеет также большое значение для правильного звукообразования. Необходимо всячески развивать гибкость его и способность сокращаться, «как бы» втягиваясь концом в середину (каким он бывает при положении на буквы «е», «и» или «ы»). Посмотрите в ручное зеркальце, проверьте. Кончик языка мягко касается верхних зубов, как на букву «н». Теперь переведите его мысленно быстро на букву «ы» или «е», посмотрите в зеркальце. Очень важно поработать над языком. Все время проверяйте под подбородком углубление-ямочку при втягивании языка на позицию буквы «и» или «ы», чтобы не было напряжения! Если напряжение ощущается – это значит, что корень языка давит; видите, как все напряжено? Начните сначала: вывалите мягкий, расслабленный язык совсем, именно вывалите, а не высуньте. «Ямочка» под подбородком стала мягкой – корень языка освобожден. Осторожно приведите язык снова на позицию буквы «и» или «ы», ту, которая из них вам поможет правильно тренироваться.

Все это очень индивидуально. Видите, в зеркальце язык как бы вобрался, сократился, он не острый и плоский, а как бы удвоился в объеме, и кончик языка не виден, как будто он втянулся в середину. Это нам и надо. Потренируйтесь в этом умении легко и произвольно «вбирать» язык, причем корень языка не должен давить на нижнюю часть глотки, что легко проверить на ощупь, как мы указывали, – под подбородком в ямочке-углубленьице.

Усвоив это упражнение, перейдем к разбору дыхательных упражнений.

Нижняя челюсть опущена, как бы упала на грудь. Язык – на позиции одной из вышеуказанных букв («е» или «ы»). Проделаем дыхательные упражнения:

Вдох – через нос; выдох – через нос я через рот. При описанном выше положении языка и свободной челюсти в момент выдыхания вы услышите чуть ощутимый щелчок у задней стенки глотки (гортани). Этот щелчок вы услышите при условии, если ваше дыхание пойдет правильным путем, а именно: «как бы» будет подниматься по задней стенке глотки, стремясь в череп, но ни в коем случае не в рот. Вообразите, что на месте темени у нас вытяжная труба, в которую и устремится воздушная струя – наш выдох.

Только «как будто» уйдет; на самом деле она устремится частью через рот, частью через нос. Не торопитесь. Все, все по порядку, по нескольку раз. Проделаем еще раз все движения:

1) нижнюю челюсть уронить (опустить);

2) язык привести в положение на «и», «ы», «е».

Проверьте все в ручном зеркальце. Добейтесь правильной позы аппарата. Вдох – через нос. Ноздри широко раскрыты. Выдох глубокий, теплый, «как бы» прогревающий, отепляющий гортань и голову Спокойный, без толчков, плавный. Не выдувайте, а выдыхайте. Много раз делайте это упражнение, но только следите, чтобы не было напряжения. Все, все проверяйте: лоб (морщинки!), веки (моргают излишне!), шея (напряглась!) и т.д. Все спокойно, все пассивно, нехотя, лениво. Овладейте шаг за шагом собой, происходящими в вас процессами, чтобы неудобное стало незаметным и привычным, т.е. рефлекторным.

Само собой разумеется, что эти тренировочные упражнения не исчерпывают собой всех первых упражнений. В них разбираются лишь основные условия для работы по развитию дыхания для организации правильного звука.

При таких условиях включение звука произойдет органично и закономерно на основе природного дыхания, которое является единым и для певца и для драматического актера. При правильно выработанном дыхании, при созданных в нашем аппарате верных условиях звук «незаметно» зарождается в дыхании.

Впоследствии вокалист идет своим путем, сценическая речь – своим. Но начальное воспитание голоса, дыхания и произношения едино и для вокала и для сценической речи. Вряд ли уместно говорить, что возможны самые различные пути для воспитания голоса и что данная методика – не единственное средство вообще. Мы имеем в виду требования и вытекающие из них некоторые приемы работы, указанные К.С. Станиславским. Его положения, несомненно, обогащают методику преподавания основ техники сценической речи. Во всех без исключения методических пособиях по технике речи тренировка Профессионального дыхания главным образом выражается в умении «задерживать дыхание» и затем распределять его в соответствии с объемом речевых упражнении. Ставя звук, педагог стремится к «полетности звука», главным образом используя переднюю часть лица (маску). Станиславский говорит, что «секрет вокального искусства не в одной только маске». Последнее высказывание обращает наше внимание на обилие имеющихся в нашем аппарате резонирующих полостей, «не исключая и затылка», и таким образом «секрет звучания», «тайна голоса» и прежнее понятие «полетности звука» приобретают иное значение при изучении методических данных, найденных в трудах К.С. Станиславского.

Звук не должен выходить изо рта, а должен направляться в резонирующие полости головы по направлению воздушной струи, «как бы» поднимающей наш звук, который вместе со словом неизбежно устремится изо рта. Но при указанном навыке это слово вылетит оформленным, собранным в определенном резонансном фокусе, отточенным всеми частями нашего речевого аппарата. При тренировке наблюдается необходимость иной методической манеры, чем общепринятое громкое звучание для развития силы и объема голоса и его полетности. В разбираемом нами приеме никогда в начале занятий нельзя пользоваться громкостью в упражнениях. Ведь самый тихий звук, верно и полно резонирующий («опертый»), всегда будет слышен и в самом большом помещении, в последнем из его рядов. Таким путем возможно выработать слышимость самой тихой речи, самого интимного человеческого разговора, сохраняя при этом естественное звучание с его динамикой и всей выразительностью живого разговорного языка. Сила голоса не в громкости, как говорит Станиславский. При звуке, отраженном в зубах, или в других резонаторах маски (т.е. передней части лица), звук может быть и звонким, и сильным, и, как краска в звуковой палитре, очень нужен и ярок. Но это будет совсем не тот основной тон голоса («непрерывно тянущаяся линия звука в разговоре»), который описывался нами в примере с проволочкой, – весь настрой голосового механизма иной.

Во всех общепринятых приемах выработки полетности звука резонируют в основном кости лица, зубы. Звук летит как бы по горизонтали (рис. 1).

При приеме, указанном К.С. Станиславским и применяющемся некоторыми из педагогов в последние годы звук как бы взбирается по вертикали с тем, чтобы в результате вылететь стремительно изо рта (рис. 2), но никогда не по прямой горизонтальной линии! Дыхательная струя совершает, примерно такой путь, как указано на рис. 3. Дыхание как бы циркулирует непрерывно, черпая свое питание в самой глубине легких и отправляясь в звуке, рожденном колеблющимися связками, к надставной трубе, поднимаясь по задней стенке глотки вверх – в череп.

#image 0605041532280 center m#

Всеми этими сопоставлениями и рассуждениями мы с осторожностью приближаемся ко второму элементу – включению звука, т.е. к практическому освоению приема постановки голоса, указанному нам К.С.Станиславским.

«Тихое мычание», «еле слышный стон» (какое бы ни было определение этого приема) и есть по существу дыхание, колеблющее наши голосовые связки, соединенное с тем или иным буквенным знаком, как ртуть в градуснике, поднимающееся вверх к резонаторам головы. Это стремление вверх, это ощущение убегающей кверху дыхательной струи, как бы бьющей кверху фонтанчиком, указывают верное направление той воздушной трассы, по которой поднимается и наш перворожденный звук. Нота за нотой по этому направлению, снизу вверх, будем вырабатывать наш голос. Именно на этом настрое будем добиваться «непрерывной линии в разговоре», которая будет пронизывать все наши фонетически разнохарактерные буквы и их сочетания; «Так постепенно я проверял и выравнивал натуральные открытые ноты своего диапазона» (стр. 191).

На этой же дороге снизу вверх будем добиваться выравнивания регистров, что очень важно в деле постановки голоса. Благодаря этому воздушному тракту так называемое «грудное звучание» низких нот ни в коем случае не должно «направляться в грудь». Все ноты – и верхние и нижние – как бы уносятся кверху активной воздушной струей. Но низкие тона неизбежно отразятся и в груди и даже в спине; средние могут отразиться в зубах, в твердом нёбе, даже в затылке; высокие – в головном костяке, в носовых раковинах, в лобной пазухе. Все наше тело звучит.

Так постепенно мы воспитываем в себе способность ощущать, «слышать» весь свой звукообразующий аппарат при правильном направлении воздушного столба от диафрагмы в голову в виде активной, непрерывно циркулирующей струи воздуха, улетающей кверху.

Очень важно для последующего этапа работы над звуком образно понять, запомнить, «увидеть» этот воображаемый тракт, пролагаемый нашим дыханием. Нам, актерам-практикам, очень помогает такое видение, образ того, на что мы направляем наше внимание и волю: «Когда вам нужна будет сила, рисуйте голосом и интонацией сверху и вниз самые разнообразные фонетические линии...» (стр. 222).

Нет необходимости говорить о том, что речь идет о глубоко прочувствованном, насыщенном содержанием слове, так как иного К.С. Станиславский и не признает. В данной цитате нам нужно подчеркнуть лишь «направление голоса», «а которое указывает Константин Сергеевич и которое соответствует полностью тому приему постановки голоса и дыхания, которые разбираются. Всякий иной возможный прием работы над голосом и незнакомое ему в таком случае понятие «по вертикали», часто встречающееся у К.С. Станиславского, привадит к суждению о формальности отдельных его положений, встречающихся в разделе «Речь на сцене». Мне представляется это глубоко порочным.

Немногочисленные пособия и учебники современных авторов по технике речи (проф. Е.М. Саричевой – «Техника сценической речи», А.В. Прянишникова и Е.А. Корсаковой – «Техника речи»), несомненно, являются вкладом в практическое развитие незаконченных работ К.С. Станиславского. Указанные в этих трудах приемы работы над голосом изложены опытными педагогами. Они ценны обилием продуманных, разнообразных упражнений, которые могут быть использованы и в работе над приемом, указанным Константином Сергеевичем. Но надо глубоко понять, что речевая манера как раз и зависит от той или иной манеры постановки голоса. При овладении певческим дыханием меняется, например, как уже говорилось в начале главы, артикуляционная «выразительность»; она словно смягчается; мы не увидим у исполнителя, овладевшего техникой речи в данной манере, беспрерывно двигающегося по всем направлениям рта (е, и, о, у, а, ы), не услышим «ррраскатистого» «р», вязкого «ммм» и т.д. Мы не заметим артикуляции, мы будем лишь видеть и слышать то, что захочет, чтобы мы увидели и услышали, художник слова. Конечно, голос человеческий может быть качаловским, ермоловским – неповторимо прекрасным по тону, по глубине, по тембру и обаянию. Но это редкий природный дар. Имеется в виду ординарный человеческий голос, поддающийся обработке, и пределы возможностей которого у каждодневно тренирующегося артиста поистине неисчерпаемы.

Последнее, что предстоит оказать при переходе к описанию «включения звука», – это о трех формах измерения дыхания, имеющихся в вокальной терминологии. Эта терминология поможет и в дальнейшем при определении характера звучания – мысли во фразе, в слове. Она относится целиком к внешней музыкальной оболочке звука, что нам также необходимо усвоить, как и «слово – действие – мысль – чувство – образ»: «Изучить звуковые формы, чтобы лучше наполнить их содержанием», – говорит К.С. Станиславский.

В вокальной терминологии понятие «дыхание» включает три измерения:

1) глубина (дыхание), «опора»;

2) высота (резонирование, направление вверх воздушного столба);

3) близость (слово).

Хотя о дыхании говорилось достаточно, но перечислим еще раз, что мы знаем о дыхании профессиональном:

Глубина – дыхание костоабдоминальное (смешанное, нижнереберное). Эластичная работа диафрагмы, борьба мышц вдыхателей и выдыхателен (вдыхатель – диафрагма, выдыхатель – брюшные мышцы); вдох – через нос, выдох – как бы в голову – глубокий, а не выдувание губами.

Высота – направление, стремление воздушной струи в теменные кости. Особенно важно в работе над звуком – голосом, «опорой» звука, пользованием резонаторами.

Близость – слово, т.е. то, что нас интересует в основном. Слово, слетающее с кончиков губ, что зависит от работы всех частей речевого аппарата.

Принимаясь за разбор занятий над звуком, можно сказать, что при глубине и высоте звучания будем добиваться безукоризненной близости слова, чтобы оно слетало с кончиков губ! Но терминологию запомним. Она пригодится всегда.

Суммирую все вышеизложенное.

Прием постановки голоса, описываемый К.С. Станиславским, неразрывно связан с пониманием мышечной свободы, полного раскрепощения всех мускулов, а также с профессионально воспитанным дыханием. Полное владение дыханием – умение при выдохе сохранить вдыхательное положение – вот те обязательные условия, при которых только и рождается тот звук, который «мерещился» Константину Сергеевичу и который он подслушивал у величайших артистов мира. При этих условиях на первом этапе работы никогда не следует стремиться к тому, чтобы вызвать искусственно звук («скажите громко фразу», «спойте ту или иную ноту»). Необходимо найти, подслушать естественно рождаемый звук, действительно похожий на легкий, еле слышный стон. Этот пойманный тон голоса, последовательно проверяемый вниманием, слухом, сознательным контролем, впоследствии направим по всем свойственным звучанию путям воздушного столба, через все резонаторы, прощупывая их, осознавая, насколько это, конечно, возможно. Именно в эту первую пору работы над освоением правильного естественного звука, окрашиваемого по-разному разными усилителями (резонаторами), мы и приучаемся ощущать звук в себе («тон во рту»). Начинаем понимать, что звук зависит от нашего умения собирать его в определенном, наиболее выгодном для него фокусе («маска», «головные резонаторы», «грудной звук» и т.д. и т.п.). Не надо заботиться о полетности, потому что верно звучащий голос неизбежно полетит вперед, будет искать выход, стремясь через слово передать тот или иной оттенок мысли и чувства. Чем действеннее задача, тем стремительнее полетит вперёд наш голос. Забота наша сводится к наиболее точному использованию резонаторов и ни в коем случае не к усиленному звуку, стремящемуся долететь до цели («полетность»).

«Тайна большого красивого голоса заключается не в механическом и физическом явлении звучания голосовых связок, происходящем от давления на них воздуха, а в том, чтобы уловить этот спетый тон в голове и во рту и с помощью всех данных для этого природой резонансовых и вибрирующих аппаратов сконцентрировать его и оформить».

Самое простое физическое действие уже должно быть связано с умением пользоваться произвольно правильным вдохом и выдохом. Что касается звука, то вся стремительность речевого потока находится в прямой зависимости от правильного способа выдыхания.

Важно добиться «не громкого», а «верного» звучания «...Когда вам на подмостках понадобится подлинная сила речи, забудьте о громкости и вспомните об интонации с ее верхами и низами... Силу речи нужно еще искать в постепенном нарастании от «рiаnо» к «fогte» и их взаимоотношениях» (стр. 223, 224).

Для разговорной речи на сцене чрезвычайно нужны звучный тон голоса, слышимость и музыкальность при тихом звуке. Отсюда понятен совет К.С. Станиславского при тренировке первых упражнений давать лишь половину звука. Практически ценно и его замечание о ролли многообразии резонаторов в нашем голосообразующем аппарате: «...Резонирующие места во всех точках твердого нёба, в области гайморовой полости, (верхней части черепа и даже в затылке») (стр. 192).

Переходим к разбору тренировки звука – «включению звука».

Мы говорили уже, что звук рождается в дыхании. Прослушаем, проверим, повторим дыхательные движения:

1. Челюсть нижняя сброшена на грудь.

2. Язык вобран на буквы «е», «и», «ы».

3. Проверим напряжение мышц. Освободим их. Не торопясь, внимательно. Рука на диафрагме – контролер.

4. Вдох через нос – нёбо как будто тонизируется. Проверьте. Ноздри раскрыты, «как окна в сад». Полно вдыхаем самый любимый вами запах, например «я люблю ландыш». Запомните его, удержите в памяти: один, два, три.

5. Выдох – считайте мысленно! – четыре, пять, шесть, семь, восемь (или десять, но не меньше восьми). Выдыхайте пока через нос. Еще раз вдох, и диафрагма моментально тонизируется. Правда? Вдох и толчок диафрагмы в одно мгновение со вздохам. Проверьте. Все мягко, деликатно, без малейшего усилия. Вдох и выдох через нос при опущенной челюсти. Не забудьте об этом.

6. А теперь вдох через нос, а выдох через рот – теплое наше дыхание как бы посылается нами обогреть верхний этаж головы, все помещение, а оно большое. Вдох через нос – и новая теплая струя воздуха плывет снизу вверх, как бы совсем не выходит изо рта на ладонь. Сильно озябшие руки мы согреваем именно таким «глубинным» выдохом. Вспомните подробно себя на улице зимой, когда хочется согреть застывшие пальцы. Еще вспомните курящего человека: при разговоре дым выходит и через нос и через рот. Курящий человек об этом и не думает. Как бы и нам сосредоточиться на хорошей «понюшке» воздуха и отправить ее наверх! – кажется, и щелчок появился? Не ждите его, иначе обязательно будет подыгран фальшивый щелчок, – не годится! Нам ведь надо только «подслушать» безупречную работу природных процессов. Еще и еще повторяйте эти движения. Щелчок чуть слышный совпадает с началом выдоха, – вот это правильно!

7. Продолжаем дышать, еще поднимем и опустим челюсть, и много раз подряд пусть пощелкает «регулировщик» для того, чтобы вы без помехи сомнения слышали эти сигналы о правильном направлении и распределении по участкам вашего дыхания: часть – через нос, часть – через рот.

Теперь, ничего не меняя в своем вдыхательном и выдыхательном движении, вспомните-ка о сохранении вдыхательного положения. Слишком быстро рассеивается весь воздух выдоха. Проверьте ощущение вдоха. Теперь выдыхайте. Медленнее. Вы ощутили, что значит «сохранение вдыхательного положения»? Проверяйте. А теперь вдох, и, – не произносите, а подумайте, – ой, выдыхая. Как будто не вы, а ваше дыхание вздохнуло. Вдох – и сразу ой. Тише, не произносите вслух, а только подумайте, – это очень важно. Здесь не в «о» или в «и» дело, а в намерении желании «пожаловаться». Не морщите лба, не наигрывайте несуществующей зубной боли. Это – фальшь, ложь. Причем же здесь природное звучание? Еще и еще повторяйте, еле слышно, звук в себе, тон его во рту, в дыхании, не форсируйте, не насилуйте звука! Теперь прибавим в помощь ему сонорный согласный «н».

8. Предварительно проделаем следующее упражнение: кончик языка все так же лениво, мягко коснется верхних зубов; вберите кончик языка, как в предыдущих тренировочных упражнениях над дыханием (поза аппарата); мысленно произносите все гласные и затем произнесите вслух букву «н», даже протяните ее несколько. Повторите несколько раз это упражнение, глядя в ручное зеркальце. Все очень легко, мягко. Смотрите: язык не вас слушается, а собственного отражения в зеркале – на букву «н» кончик языка у верхних зубов, на мысленно произносящиеся гласные кончик языка как бы оттягивается назад; на букве «е» или «ы» кончик языка вбирается в середину, язык как бы сокращается. Видите в зеркальце, как чудесно он взгромоздился, кажется завалил все выходы и входы для дыхания и голоса, но как он самостоятельно действует, лучше чем при вашем назойливом вмешательстве, – вы только прикажите ему точнее – на «н», на «у» и не следите за его работой, только проверьте результат в зеркальце. Теперь скажите «нун», «нон», «нен», «нин», «нын». Сначала проделайте все это беззвучно, как в старом, немом кино. Можете и посмеяться над своим отражением в зеркале, над своим полусонным, довольно бессмысленным лицом. Какое отношение такая бессмыслица имеет к «непрерывной линии звучания», необходимой для глубоко наполненного смыслом и чувством словодействия?! Вот теперь – стоп!! Это уж не веселый смех над своим «щенячьим барахтаньем», а нечто вредное, обывательское, дилетантское. Именно сейчас, когда мы с такой осторожностью подобрались к начальной ноте «непрерывной линии звучания», мы все испортили и надо начинать снова – со вдоха – выдоха, проверки позы аппарата, снова надо вспомнить о глубине, высоте и близости, о нижней челюсти, которая на букву «н» сближается с верхней челюстью, а на гласные «у», «о», «а», «о», «и», «ы» активно опускается. Нижняя челюсть, как свободно двигающаяся педаль рычага, каждое движение вниз которой как бы посылает дыхание и звук вверх. Все повторите сначала. И вот, наконец, снова добрались до «нунноннанненниннын». Не произносите гласных, они сами зазвучат благодаря правильной позе голосообразующего аппарата. Вы только думайте о них. Настраивайтесь на них (глубина + высота), но не произносите! А букву «н» произносите точнее! Язык на каждый гласный оттягивается назад, как в рогатке резинка перед тем, как «пальнуть». Пробуйте, проверяйте.

И вот в одно из повторений, когда особенно мягко язык коснется верхних зубов и мгновенно оттянется назад на буквы «у, о, а, е, и, ы», а нижняя челюсть одновременно с оформлением гласного опустится вниз, вы, делая непрерывно упражнения раза три–четыре подряд «нунно-ннанненнинныннунноннанненниннын» и т.д. услышите незнакомый, точно ветер в проводах, звук, который как будто родился «неведомо как». Не вздумайте, повторяя упражнение, его искать. Он пуглив и не любит лишнего внимания. Создавайте все условия для его рождения, и он сам появится на свет, рожденный правильно работающим, организованным дыханием и правильной позой голосообразующего аппарата.

Конечно, трудно заниматься без «уха» педагога, но искания, верно направленные, всегда дадут верный результат.

Был задан вопрос о том, как найти свою миссию и определиться с направлением изменений в жизни. В этой статье я хотел бы ответить на этот вопрос и посоветовать несколько простых методик, которые вы сможете опробовать сразу после прочтения.

Почему мы хотим изменений?

Если вам кажется, что надо что-то менять в этой жизни, то вам не кажется.

Ринат Валиуллин

Я , что первым шагом к сознательным изменениям в жизни является планирование. Однако я не уточнил, что именно заставляет нас начать планировать, искать источники мотивации и работать со своими ресурсами.

Всё очень просто - это неприятие действительности.

Мы начинаем думать об изменениях, когда в нас рождается желание сказать: «В моей жизни что-то не так. Меня это не устраивает!». Это происходит, когда что-то заставляет нас ставить под сомнение наши жизненные стандарты.

Недавно я прочитал историю одной девушки, похудевшей на 20 килограммов. Приведу её в качестве примера.

«Я ехала в метро, когда все места были заняты. Передо мной сидела бабушка и первые несколько минут внимательно меня рассматривала. Потом она встала и со словами: „Садись, дочка, тебе с ребёночком стоять не положено“ - уступила мне место. Я, сгорая от стыда и придерживая своего „ребёночка“, села. Именно в тот момент я поняла, что дальше так продолжаться не может».

Первое, что вы должны понять, когда встали на путь изменений - новые стандарты, к которым вы стремитесь, не соответствуют тому, что вы имеете на данном этапе. Но ведь не всем выпадает такая возможность пережить момент предельной ясности, увидеть себя со стороны и переосмыслить свои привычки, как вышеупомянутой девушке. Так что же делать?

1. Что я хочу поменять?

Не слишком много смысла карабкаться по лестнице, если она приставлена не к той стене, которая вам нужна.

Стивен Кови

Это главный вопрос, который волнует большинство людей, получивших заряд мотивации, но не знающих, куда направить свою энергию.

Существует множество способов определить проблемные зоны, но самый простой и эффективный из них - грамотная оценка. Для этого нужно в отдельности рассмотреть основные сферы вашей жизни, к которым, как правило, относятся:

  • любовь;
  • дружба;
  • благосостояние;
  • здоровье;
  • работа;
  • хобби.

Эта классификация была предложена российским бизнес-тренером Радиславом Гандапасом. Вы можете использовать своё деление, более подробно раскрыв отдельные направления.

Теперь необходимо оценить каждую из них по десятибалльной шкале. Так вы определитесь с тем, какие сферы в первую очередь нуждаются в вашем внимании. Если у вас соседствуют противоположные оценки (например, 3 и 10), то вы должны задуматься о том, чтобы перенаправить свои усилия в сферу, которая больше в этом нуждается.

Если все цифры примерно одинаковы, то начинайте со здоровья и любви, поскольку их развитие больше всего тренирует волю и даёт мотивацию к самосовершенствованию.

2. Как заставить себя действовать?

Чтобы что-то изменить, человеку нужно пережить катастрофу, нищету или близость смерти.

Эрих Мария Ремарк

После того, как вы решили, над чем работать, вы должны привести себя в состояние неприятия действительности. Ваше желание повысить существующие стандарты должно пересилить страх, который гарантированно вызовет желание оставить всё так, как есть. Что для этого нужно?

Возьмите листок и запишите цель в выбранной сфере. Например: «Я хочу развить крепкие отношения». Теперь разделите лист на две колонки со следующими названиями:

  1. Старые стандарты. Что будет через пять лет, если я оставлю всё так, как есть?
  2. Новые стандарты. Что будет через пять лет, если я стану работать над собой в этой сфере?

Теперь постарайтесь быть максимально честными и запишите развёрнутые ответы на эти вопросы. В нашем примере с крепкими отношениями к старым стандартам можно было бы отнести одиночество, отсутствие понимания, эмоциональную нестабильность и так далее. К новым - эмоциональную поддержку, приятное времяпрепровождение, счастливый брак.

Так по каким стандартам вы хотите жить?

3. Живите по новым стандартам. Сегодня!

В жизни нет никакого равновесия. Каждый момент - это либо движение к совершенству, либо деградация.

Эндрю Мэтьюз

Теперь вы знаете, в каком направлении вам нужно двигаться и какие результаты вас ожидают в конце. На этом этапе, переполненные эмоциями, мы сначала начинаем выстраивать планы по изменению выбранной сферы, но наш энтузиазм быстро пропадает.

Чтобы доказать себе, что ваши стандарты действительно ушли в прошлое, начинайте менять выбранную сферу уже сегодня, прямо сейчас. Отличным примером мотивации для вас послужит нижеприведённая картинка.

Pinterest.com

Чтобы через год увидеть многократные изменения, достаточно измениться всего на 1% сегодня. Напишите старому другу, с которым давно не общались, сделайте зарядку, узнайте о возможностях карьерного роста на работе. Каждый день делайте хоть что-то, что приблизит вас к вашей цели, пусть даже всего на один шаг.

Начните работу над собой и меняйте свою жизнь к лучшему!

Любая работа по цветокоррекции изображения (как и работа над всем проектом - куда будут входить эти изображения) начинается с выяснения словий публикации. Независимо от того, в каком виде Вы передаете публикацию в типографию, все параметры, перечисленные ниже необходимы для качественной обработки изображений. Если для векторных объектов довольно легко внести изменения связанные с другими условиями печати, то любое внесение даже небольших исправлений в растровое изображение только ухудшает его. Что именно надо выяснить для качественной подготовки изображения:

  • у заказчика:
    • -цель работы;
    • -формат публикации; (формат, согласованный с типографией, где будет данная работа напечатана)
    • -характеристики используемой бумаги.
  • у технолога типографии:

    • -печатная машина (ротационная или листовая, сколько секций);
    • -растискивание по каждой краске на 40% и 80% для данной бумаги и линеатуры;
    • -максимальная сумма красок;
    • -максимальный процент черной краски;
    • -рекомендуемый режим генерации черного;
    • -минимальное процентное значение точки белого;
    • -процентное значение баланса серого;
    • либо вместо всех этих пунктов - ICC профиль печати, но лучше и то и другое. (качественные профиля из типографии пока редки, чаще дают "сурогат")

    • -линеатура печати;
    • -рекомендации, связанные со спуском полос.
  • у верстальщика (или у самого себя):

    • Что будет находиться на одном листе спуска.

Рассмотрим некоторые пункты по подробнее:

Цель работы важна для обработки изображения - выделить значимые элементы изображения и пригасить второстепенные (расставить акценты). Приведу немного утрированные примеры вариантов обработки:

Формат публикации - т.е. необходимые физические размеры изображений, как правило дизайнер работает с файлами "превью" низкого разрешения и только после предварительного утверждения эскиза начинается работа по сканированию и обработке изображений с необходимым разрешением и размерами. Избегайте изменения размеров в программе верстки более, чем на 10%.

Линеатура печати - необходима для выбора параметров при повышении резкости . Значение линеатуры зависит от размера стабильной минимальной печатной точки, которую может обеспечить конкретный печатный процесс
Линиатура = 1/(5*dт.min) лин/см)..От выбранной линеатуры зависит значение разрешения изображения.

Спуск полос - если на одном печатном листе у Вас окажутся изображения с нежными пастельными цветами и 100% плашечная заливка одного из первичных цветов - будьте готовы, что этого цвета будет и в первом изображении на 5%, 10% больше, чем Вы ожидаете. А если на обороте светлой растяжки неба, например, будет плотный текст - небо будет "полосатым" от строк просвечивающего текста.

Данные из типографии советую получать в письменном виде (например факсом), в будущем эта бумажка может сберечь Ваши деньги.

Если Вы подготовили изображение с использованием установок CMYK, которые предлагает Photoshop по умолчанию (то есть для печатного процесса, который не существует в природе, и в России в частности), то без полной переделки всей работы, тираж будет заведомо низкого качества, - печатник дабы привести оттиск в мало-мальски божеский вид, постарается поднять контраст изображения, сделать почище цвета - изменяя плотности краски, натиск, что неизбежно приведет к значительному сужению эффективного тонового интервала с потерей деталей в светах и тенях, и о предсказуемости цвета речи идти не может. Нужна ли Вам линейная коррекция во время печати?

Подготовительный этап закончен, переходим непосредственно к работе над проектом

Итак Вы определились с профилем и выставили его в диалоге Color Settings , определились с требуемым разрешением и приводя изображения к нужным размерам готовы выставить его. Все изображения до начала вёрстки обрезаются по краям изображения (если нужно - ровняется горизонт или предмет, выправляется геометрия), приводятся, без интерполяции, к необходимому разрешению (многие верстальщики привыкли оценивать пригодность имеющихся размеров изображения по масштабу, хотя на мой взгляд достаточно следить в InDesign"е за параметром Эффективное разрешение (Effective ppi) в палитре Инфо (Info) . Изображения сохраняются в формате TIF. Дальше идёт процесс вёрстки, когда изображения расставлены и макет утвержден начинается работа по цветокоррекции, не пытайтесь делать паралельно цветокоррекцию и верстку - макет постоянно меняется - "пути и мысли" дизайнера неисповедимы и Вы много времени потратите на корзину (из отобранных иллюстраций, как правило в публикацию входит не больше 40%), а из-за изменившихся в сторону увеличения размеров придётся переделывать ещё раз (особенно если есть слайды, которые можно пересканировать в большем размере - поэтому на вёрстку лучше дать предварительно отсканированные файлы в низком разрешении, достаточном для определения сюжета, а когда станет ясна структура публикации можно начать сканировать с размерами не более формата книги и только после утверждения макета сканировать слайды из которых будут вырезаться фрагменты).

Собственно мы дошли до момента, когда Вы открыли изображение для цветокоррекции. Обработка начинается с приведения изображения к нужным в публикации размерам, если в макете возможны "подвижки" (а они возможны до последней минуты перед написанием PS) я, выставляю линейные размеры, а вот разрешение, если это возможно, даю с небольшим запасом (не 300ppi, а 320ppi например) - это оставляет дизайнеру небольшую свободу в увеличении данного изображения без переделки. Дальше "идёт" анализ изображения, пример анализа изображения можно посмотреть в статье о подготовке к печати картины Мадонна Литта. Поиск "проблем" изображения подсказывает дальнейшую стратегию обработки, выбор подходящего цветового пространства , инструментов и приёмов работы . Тут главное всегда оставлять "пути к отступлению" - изменили размер - сделайте снимок состояния, применили инструмент - пусть этот инструмент будет в корректирующем слое, надо что-то заштампить - создайте пустой слой и штампите на нём, надо применить фильтр - примените его к копии слоя и т. д.
В примерах коррекции, которые выложены на этом сайте, я умышленно не подбирал "ударных" картинок, как это принято в профильной литературе. Берите своё изображение и пройдите по всем шагам примера - это позволит понять, на каких изображениях из Вашего "круга" работает тот или иной приём, какую проблему изображения этот приём решает. Успехов!

Постановка цели в работе над собой

Желание работать над собой чаще всего начинается с того, что человек сталкивается с теми или иными проблемами, но заниматься своими проблемами — путь тупиковый.

Легче всего люди видят свои проблемы — то, что их тяготит и что им мешает. Заниматься своими проблемами можно долго, обычно это малопродуктивно.

Очень часто, когда человек недоволен собой и своей жизнью, он начинает ругать себя за сделанные ошибки, за несообразительность, за проявленную трусость, за лень и несобранность. Он хочет искоренить свои недостатки, он начинает бороться с собой, но эта борьба редко бывает успешной. Если человек видит в себе прежде всего свои недостатки, ему трудно на что-то уверенно опереться. Чтобы быть успешнее в своем развитии, нужно обратить внимание в первую очередь на свои сильные качества, на то, в чем вы можете на себя опереться. Не боритесь со своими недостатками, займитесь умножением своих достоинств.

Чтобы эффективно двигаться вперед, важно другое — важно научиться грамотно Ставить цели. Еще раз: пока вы думаете о своих проблемах, вы топчетесь на месте. Как только вы задумались о своих целях, началось ваше движение вперед.

С чего начать? Начать нужно с того, чтобы понять, чего вы хотите. Все начинается — с ваших целей, с того, что вы хотите добиться.

Для мужчины хорошей мотивацией к развитию является цель, которая выходит за рамки его текущего образа жизни. Это может быть желание создать свое дело, реализовать большие жизненные планы. Или же образ любимой женщины, которую он так мечтает встретить. И ради такой цели мужчина будет готов свернуть горы, работать днями и ночами, активно меняя себя и жизнь вокруг. Такая цель позволит продвинуться гораздо дальше, чем цель, лежащая в зоне ближайшего развития.

Если вы сами не понимаете, чего вы хотите — не расстраивайтесь, вы просто нормальный человек. Большинство людей так и живет — не понимая, куда они идут по жизни и зачем они это делают. Они просто живут. Однако есть люди, выходящие за эти рамки, выбирающие жить смело и осмысленно. Вы — тоже можете стать таким.

Первое, что вам поможет — самым живым и свободным образом описать все то, о чем мечтается, что в этой жизни вы хотите получить. Записали? Порадовались? А теперь предстоит работа — свои желания нужно превратить в цели. Желания и цели — вещи разные, грамотно ставить цели умеют не все. Напоминаем основные требования: цели должны быть сформулированы Позитивно, цели должны быть Конкретные, цели должны быть записаны.

Записали?

После этого — подтягиваем ресурсы.

Определите направление работы

Чтобы в работе над собой продвигаться, мало быть недовольным тем, что есть сейчас, важно хорошо представлять, куда вы двигаться хотите, определиться с направлением.

При этом, даже если человек поставил себе цель — это вовсе не значит, что его цель разумна, адекватна и правильна. Что делать вам, чтобы направления своего развития определить правильно? Лучше всего побеседовать об этом с умными людьми: это могут быть и ваши близкие, ваши друзья, это может быть психолог-коуч.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: